Представьте вполне распространенную ситуацию: вы едете по шоссе и вдруг видите знак о том, что полоса скоро закончится из-за аварии или дорожных работ. Вариантов дальнейшего поведения несколько:

  1. Немедленно включить поворотник и подождать, пока кто-нибудь в соседней полосе не пропустит.
  2. Оставаться в своей полосе, подождать, пока остальные перестроятся и перестроиться перед самым концом своей полосы. Столкнуться с раздражением тех, кто перестроился раньше.

Большинству людей первый вариант кажется более вежливым и менее эгоистичным. Однако исследования доказывают, что ранние перестроения существенно замедляют скорость движения оставшейся полосы, что не только раздражает абсолютно всех участников дорожного движения, но и является неэффективным, ведь используется не вся свободная дорога – и даже является причиной аварий.

А вот что стоит делать, так это пользоваться принципом «молнии» («zipper merge» в английском языке или

«Reißverschlusssystem» – в немецком). Он же – принцип позднего престроения. Согласно этому принципу, каждый автомобиль в заканчивающейся полосе едет до самого ее конца и по очереди вливается в соседнюю полосу движения. (Сверху это похоже на сходящиеся зубцы застегивающейся «молнии».) При такой системе перестроения как можно дольше используется вся свободная дорога, что на 40% сокращает тянучки и пробки. Это также минимизирует количество ДТП, поскольку весь поток движется с одной скоростью.  

Проблема в том, что наши привычки вождения искоренить весьма сложно. Мы считаем бесцеремонным и нечестным, когда кто-то мчится к концу полосы, поэтому соглашаемся тянуться в загруженной полосе вместо того, чтобы воспользоваться соседней, пустой – только потому, что кто-то может показать нам средний палец. Впрочем, во многих штатах сейчас тратят немало денег на то, чтобы научить водителей использовать принцип «молнии» – например, в Колорадо и Миннесоте работают над этим уже лет десять, а Вашингтон, Миссури и Канзас лишь недавно одобрили систему. В Миссури начали образовательную кампанию в этом году.

Однако система будет работать, только если все водители будут придерживаться одной стратегии – те, кто на свободной полосе, станут держать достаточную для перестроения одного автомобиля дистанцию, а водители с заканчивающейся полосы станут перестраиваться по одному лишь в самом конце.

В Украине это кажется фантастикой, в США система только набирает обороты, а вот Европа – особенно Германия и Австрия – уже успешно практикуют принцип «молнии». На европейских дорогах стоят знаки, напоминающие о том, как нужно перестраиваться, а на асфальте даже нарисованы специальные «насечки», дающие понять, где именно стоит начинать перестроение. Принципу «молнии» давно учат в европейских автошколах. Более того, за нарочное игнорирование системы позднего перестроения могут даже оштрафовать.

Сокращение тянучек и пробок почти вдвое стоит того, чтобы научиться вежливости и раньше приезжать домой.  

Перевод статьи с Auto.howstuffworks.com