Мы продолжаем публикацию серии материалов о принципах и правилах защитного вождения, основанных на рекомендациях Роберта Шаллера, а также других американских специалистов и организаций. Первая часть. Вторая часть.

Сегодняшние рекомендации касаются зрения. Мы расскажем вам, куда и как нужно смотреть на дороге, чтобы избежать смертельно опасных сюрпризов.

Правило 7. Смотри вдаль!

Лишь редкие инструкторы (автошкольные или частные) акцентируют внимание на том, куда нужно направлять взгляд во время движения. Это серьезная ошибка, поскольку они не учитывают базовый человеческий инстинкт – смотреть на автомобиль прямо перед собой или по правой линии разметки. Особенно актуально это на поворотах. С инстинктом не так просто бороться, а львиная доля водителей даже не отдает себе отчет в том, что взгляд их направлен вовсе не туда, куда должен.

Смотрите вдаль. Если дорога поворачивает, смотреть нужно сразу как можно дальше в поворот. При повороте направо скользите взглядом по левой разметке, при повороте налево – напротив, по правому краю. Чем дальше будет устремлен взгляд, тем более плавно и четко вы пройдете текущий участок дороги и сможете избежать основной проблемы новичков – «виляния» по полосе или даже нескольким. Тем реже вы будете вынуждены прибегать к резкому торможению, поскольку научитесь избегать сюрпризов на дороге. Привычка смотреть вдаль делает вождение гораздо более безопасным. Ведь если вы не увидите потенциальную опасность издалека, то просто не успеете отреагировать и избежать ее.

Смотреть вперед на километр-два – эта привычка противоречит человеческой природе и все же необходима для безопасного вождения. Все дело в том, что человеческое тело не было изначально создано для путешествий на скорости, скажем, 80 километров в час. Наши базовые скорости – менее 10 км/час. Поэтому нужно сознательно ломать инстинкты и смотреть вдаль.

Поскольку наше периферическое зрение отлично работает на близких дистанциях, то направление зрение стоит использовать на дальних. Научитесь смотреть вперед, чтобы, к примеру, заранее понять, какой свет горит на ближайшем светофоре. А на следующем? Научившись смотреть вдаль, вы вовремя увидите и играющих на тротуаре детей, и сорвавшуюся с поводка собаку, и пешеходов между автомобилями, и неадекватные маневры водителей далеко впереди. Вы подарите себе главное – время для реагирования. Бонусом к этому прилагается сохранение нервов и даже денег, ведь защитное вождение помогает сэкономить и моторесурс автомобиля.

Роберт Шаллер утверждает, что в массе своей водители смотрят всего на 5-8 секунд вперед, хотя должны на 15-20 или дальше. Только в таком случае можно заранее увидеть дорожные работы, заторы, знаки, предписывающие перестроение в другой ряд и т. п.

На самом деле, это несложно. Для новичков достаточно отучить себя смотреть на ближайший автомобиль, что едет впереди. Тренировками можно добиться привычки устремлять взгляд как можно дальше.

Следующее правило, касающееся зрения, еще проще:

Правило 8. Не «залипай» на чем-то одном!

Зрение нужно использовать как основной инструмент для безопасного вождения. Водитель должен видеть и замечать все по обе стороны автомобиля, на пару кварталов вперед, а также происходящее сзади. Поэтому вот она подсказка – не задерживайте взгляд ни на чем более чем на секунду. Поле сфокусированного зрения достаточно узкое – всего около полутора метров на расстоянии в 30 метров. Все остальное сначала воспринимается периферическим зрением, которое эффективно при выявлении движения, но не обеспечивает четкого изображения. Проверить это очень просто. Вытяните вперед руку с наручными часам и согните ее в лучезапястном суставе, так чтобы глаза смотрели прямо на костяшки пальцев. Теперь посмотрите на костяшки и попытайтесь определить, сколько сейчас времени, не переводя взгляд на часы. Хотя они и находятся в поле зрения, изображение будет расфокусированным. Во время вождения нужно «сканировать» окружающую обстановку, чтобы видеть четко все факторы дорожного движения.

Периферическое зрение важно, потому что хотя оно и не дает четкого изображения, но позволяет замечать движение. Если смотреть в одну точку, периферическое зрение сразу начнет сужаться, становясь «туннельным» и его способность замечать постороннее движение снизятся. Если непрерывно переводить взгляд с объекта на объект – этого не случится.

Глаза должны быть в движении. Всегда. Когда водитель фиксируется на чем-то одном, он не видит целой картинки, не замечает других участников дорожного движения. Не становитесь жертвой этой очень распространенной ошибки. Не «залипайте» на чем угодно, пусть даже потенциальной опасности. Напротив – завидев ее, посмотрите по боковым зеркалам, бросьте взгляд в зеркало заднего вида. Гляньте во все стороны и найдите вариант избежать опасности, а не смотрите на ее источник!

Правило 9. Увидь то, на что смотришь!

Шаллер утверждает: люди предрасположены к работе «на автомате». Человеческое сознание склонно к тому, чтобы при всяком удобном случае переключаться на совершенно посторонние вещи –  особенно на хорошо знакомой дороге. Избежать этого полностью невозможно. Тем не менее, можно научиться своевременно распознавать включение «автопилота» и как можно чаще возвращаться в реальность.

Один из американских телеканалов как-то организовал «национальный экзамен по вождению», во время которого человеку, который сидел на пассажирском сидении в машине, едущей по городу, в определенный момент времени задавали вопрос: «Какой знак мы проехали только что?». Сотни автошкол США используют эту видеозапись до сих пор. Разумеется, подавляющее большинство участников того шоу не смогли вспомнить, какой увидели  знак. Мы СМОТРИМ, но не ВИДИМ.

Один из самых важных аспектов защитного вождения – это распознавание потенциальной угрозы ДО того, как она станет реальной проблемой. Своевременное распознавание дает выигрыш во времени, и каждая лишняя секунда может оказаться решающей. Хороший водитель обязан распознавать и мгновенно осознавать, ЧТО ИМЕННО видит, сидя за рулем. Шаллер говорит о том, что нужно научиться «соединять разум и зрение в единое целое». Это – предвидение того, что за выкатившимся на дорогу мячом может выбежать ребенок; что машина, едущая по примыкающей дороге, не остановится и не уступит дорогу. Это – способность вовремя разглядеть знак «поворот запрещен» или железнодорожные рельсы. Используйте ГЛАЗА для того, чтобы видеть, и ДУМАЙТЕ, анализируя то, что видите, чтобы не упустить из виду потенциальную угрозу.

Именно поэтому так важно соблюдать еще одно правило защитного вождения:

Правило 10. Не отвлекайся!

Как правило, водитель, попавший в аварию, мог избежать столкновения, даже если виноват другой участник ДТП. Самое популярное оправдание после инцидента звучит примерно так: «Я его не видел!» Почему? Потому что очень часто водители не уделяют должного внимания окружающей обстановке и дорожной ситуации – чаще всего из-за того, что отвлекаются. Важно уметь распознавать отвлекающие факторы и активно противодействовать их влиянию.

Наиболее популярные отвлекающие факторы: еда за рулем, питье, использование косметики, разговоры по мобильному, настройка радио или мультимедийной системы, попытки угомонить разбушевавшихся детей, или даже обычный разговор с пассажирами. Некоторые водители могут выполнять только одну задачу (искать адрес, например) и забывают про все остальные. Одно из наиболее важных качеств водителя – умение делать несколько дел одновременно. Специалисты по защитному вождению советуют помнить о том, какое расстояние вы успеваете проехать за время, в течение которого отвлекаетесь на что-либо – это около тридцати сантиметров на каждый км/ч твоей скорости – и тогда станет понятно, как важно смотреть на дорогу и держать руки на руле! На скорости 100 км/ч, например, отвлекшись всего на одну секунду, чтобы поднять упавший предмет, вы успеваете проехать 30 метров!

Сделать дорогу гораздо более безопасной для себя, пассажиров и других людей можно, если выработать в себе привычку ставить вождение на первое место, а чтение карты и переключение радиостанций поручать своим пассажирам или откладывать на потом. Очень важно понимать, что именно отвлекает, и прилагать усилия к тому, чтобы минимизировать это внешнее воздействие.

Мораль сегодняшнего урока такова: смотрите вдаль, не фокусируйтесь на чем-то одном, учитесь видеть то, на что смотрите – и не отвлекайтесь.

Хороших и безопасных дорог!

Продолжение следует.