Продолжаем публикацию серии материалов о принципах и правилах защитного вождения, основанных на рекомендациях Роберта Шаллера, а также лругих американских специалистов и организаций. Ознакомиться с предыдущими частями можно здесь: Часть первая. Часть вторая. Часть третья.

Сегодня мы поговорим о безопасном и правильном проезде перекрестков.

Правило 11. Осторожно на перекрестках!

Перекрестки – самое опасное, что есть на городских дорогах, ведь по статистике более 80 процентов аварий с пострадавшими или погибшими в населенных пунктах случаются именно на регулируемых перекрестках. Пролетают перекрестки часто на скорости более 80 км/ч, а удар, как правило, приходится в самое уязвимое место, не защищенное подушками безопасности – в боковую дверь. Не стоит особо рассчитывать и на ремень безопасности. При ударе под углом в 90 градусов водитель уязвим как никогда.

Поэтому Шаллер советует, подъезжая к перекрестку на зеленый, обязательно сбавить скорость, а затем посмотреть налево-направо-налево (налево два раза, так как первая опасность – это именно поток слева). Если это «слепой» перекресток, на котором не видно машины на поперечной улице, пока они не становятся реальной угрозой – следует ехать еще медленнее и внимательнее. Ни в коем случае не въезжайте на перекресток, пока не убедитесь, что можно.

К перекресткам стоит относиться с определенной долей скептицизма и не забывать о «защитных техниках». Никому не доверяйте! Люди проезжают на красный свет изо дня в день, так что имейте в виду – не красный свет останавливает машину. Это может сделать только нога водителя, стоящая на педали тормоза. Некоторые водители настолько уходят в себя, что забывают обо всем. Так что давайте заботиться о себе самостоятельно. Пока вы внимательны, почти любое столкновение можно предотвратить, даже если кто-то другой совершит ошибку. Неизбежные аварии случаются редко.

Сбавьте скорость, подъезжая к перекрестку! Некоторые инструкторы по вождению рекомендуют снимать ногу с педали газа и размещать ее над педалью тормоза, чтобы в случае чего реагировать быстрее. И не забудьте посмотреть налево-направо-налево, чтобы убедиться – все в порядке и ехать можно.

Большинство аварий на регулируемых перекрестках случается в первые четыре секунды после смены сигнала, поэтому правило защитного вождения очень простое – не дави на газ в тот же миг, как загорелся зеленый. Возможно, тебе посигналят в спину, хотя этого можно избежать.

Останавливаться у стоп-линии лучше так, чтобы ее видеть: это даст запас в лишние три-четыре метра. Когда загорится зеленый, плавно троньтесь, посмотрите налево-направо-налево, чтобы заметить лихачей, пролетающих на красный, а также зазевавшихся пешеходов. С момента смены сигнала уже прошло не менее двух секунд – и вот теперь, если помех нет, можно надавить на газ. Водитель в машине сзади поймет, что зеленый свет вами замечен, и сигналить не будет. Вы же при этом сможете соблюсти правило защитного вождения и не вылететь на перекресток сразу после смены сигнала. Тем самым шансы на безопасный проезд повышаются.

Кстати, останавливаться вплотную к стоп-линии или впереди идущей машине не стоит сразу по нескольким причинам. Во-первых, как уже сказано, чтобы задержать выезд на перекресток. Во-вторых, привычка останавливаться так, чтобы видеть колеса передней машины, может спасти ваш задний бампер – запасные метры дадут возможность подвинуться вперед, если задняя машина не успеет вовремя затормозить. К тому же, всегда можно будет объехать заглохшее на перекрестке авто.

Еще один важный совет: если вы стоите на перекрестке (или на разрыве на трассе) в ожидании возможности повернуть налево, никогда не поворачивайте колеса заранее. В случае неожиданного удара сзади машину выбросит на встречку, а это очень опасно.

Если собираетесь повернуть налево, не пытайтесь и проскакивать на удачу, когда не видно всего встречного потока. Слепой поворот может закончиться смертельной аварией.

Также Шаллер советует избегать левого поворота, если слишком плотный встречный поток. В условиях городского траффика три правых поворота порой могут оказаться быстрее.

Приближаясь к перекрестку, не забывайте также посматривать в зеркало заднего вида. Не тормозите резко, чтобы не застать водителя задней машины врасплох. Видя мигающий зеленый, притормаживате плавно – это поможет избежать удара в задний бампер. Проскакивайте на желтый, только если резкое торможение может привести к аварии. ПДД здесь согласны с правилами защитного вождения. Во всех остальных случаях рисковать не стоит – тормозите.

Правило 12. Никаких перестроений на перекрестках!

Обгон на перекрестках запрещен, об этом и в правилах написано. Однако перестроение в левый ряд и обгон – это разные вещи.

Ночью на безлюдной улице перестроение на перекрестке никому не навредит. Однако главный принцип защитного вождения – это выработка привычки делать все правильно ВСЕГДА. К примеру, нужно ли включать поворотники на пустой дороге? Да, нужно, всегда. Это поможет выработать привычку включать поворотники всегда и не думать каждый раз, нужно или нет. Тем самым мы исключаем возможность ошибки.

По тому же самом принципу Шаллер советует привыкнуть никогда не перестраиваться на перекрестках. Высокая скорость пересекающих перекресток автомобилей, кто-то поворачивает, кто-то летит на красный, кто-то отвлекся, пешеходы, велосипедисты… Стоит ли усложнять?

Специалисты по защитному вождению выработали ряд простых советов касательно безопасного проезда перекрестков.

Приближаясь к перекрестку:

  1. Убедитесь, что вы в правильном ряду для нужного поворота. Бросьте еще один взгляд на знак с распределением движения по полосам.
  2. Помните о «мертвых зонах» других автомобилей, особенно длинномеров – держитесь от них подальше.
  3. Обязательно включите поворотник, чтобы дать знать остальным о ваших намерениях.
  4. Избегайте на перекрестках любых отвлекающих факторов вроде громкой музыки или разговоров. Держите руки на руле и будьте готовы экстренно затормозить. Отложите мобильные телефоны, еду и кофе. Невнимательность на перекрестках – основная причина аварий, так что смотрите в оба.
  5. Притормаживая, внимательно смотрите на впереди идущую машину и ее стоп-огни. Не притирайтесь к ней – это увеличивает риск ДТП, если она вдруг резко затормозит. К тому же, чем ближе вы к передней машине, тем хуже обзор. Оставляйте между своей и передней машиной не меньше длины еще одного автомобиля.
  6.  Еще раз внимательно посмотрите на знаки – разрешенные направления движения, односторонки, «кирпичи», велосипедные дорожки и прочее. А теперь на светофор – нет ли дополнительных секций. Внимание на все, что потенциально может привести к аварии.
  7. Не выпускайте из вида другой транспорт. Перед собой, сзади, сбоку. Посмотрите налево-направо-налево, оцените намерения других водителей.
  8. Если едете на перекрестке прямо, не крутите рулем и держите ногу над педалью тормоза.

Останавливаясь на знак «Уступи дорогу» или «Стоп»:

  1. Тормозите у разметки, а если ее нет, напротив самого знака.
  2. Всегда останавливайтесь на знак «Стоп» на две секунды. Простое правило поможет избежать штрафа. Все дело в том, что вы можете и не понять, что не остановились полностью – мозг порой подкидывает обманчивое ощущение полной остановки при сильном притормаживании. Проговорите про себя дважды «двадцать четыре» – это будет как раз две секунды – после остановки, так вы удостоверитесь, что остановились.
  3. Если вдруг вы даже на секунду засомневались, кто имеет приоритетное право проезда на перекрестке, пропустите всех или дождитесь, пока вам не маякнут проезжать.
  4. Если впереди машина, выждите две секунды прежде, чем ехать за ней – на случай резкого торможения.
  5. Никогда не проезжайте перекресток без притормаживания или остановки, даже если кажется, что он пуст.

Проезжая перекресток:

  1. Не летите сразу на зеленый свет. Посмотрите сперва по сторонам, а затем вперед – убедитесь, что поток машин не остановился на перекрестке. Если места за перекрестком нет, стойте. Мало того, что выезд на забитый перекресток запрещен ПДД, он еще и противоречит всем принципам защитного вождения.
  2. Не перестраивайтесь на перекрестке.
  3. Если видите мигающий зеленый, оцените свою скорость и время, нужное для проезда перекрестка. Пролетайте на желтый только в случае, если экстренное торможение может привести к аварии. Во всех остальных случаях – тормозите.
  4. Если красный – стойте. Всегда. Даже ночью. Даже на пустой дороге. ВСЕГДА.
  5. Поворачивая на зеленую стрелку при красном сигнале светофора, трижды убедитесь в отсутствии другого транспорта в попутном направлении, а также в том, что не мешаете пешеходам и велосипедистам.
  6. Если светофор вдруг выключился, следуйте знакам приоритета. Если вдруг засомневались, правило то же – пропускаем всех, пока не убедимся, что проезд безопасен.
  7. Проезжая нерегулируемые перекрестки ночью, будьте еще более бдительны. Учитывайте, что на перекрестках могут оказаться длинномеры. Заметив их фары сбоку, вы можете не учесть длину транспортного средства.

Подъезжая к перекресткам с круговым движением:

  1. Разберитесь, у кого приоритет в движении. На большинстве таких перекрестков в Украине сейчас приоритет у тех, кто едет по кругу, однако бывают и исключения.
  2. Никогда не останавливайтесь на кругах – только в случае затора или вынужденной остановки, чтобы избежать аварии.
  3. Не перестраивайтесь на кругу, оставайтесь в своей полосе.
  4. Всегда включайте поворотник при съезде с круга.
  5. Внимание на пешеходов и велосипедистов – на кругах они особенно опасны.
  6. Пропустите всех, кто запутался в правилах приоритета – даже если они не правы.

Основной принцип защитного вождения – это привычка думать не только о себе, но и о «том парне». То есть предугадывать чужие ошибки. В вопросе проезда перекрестков это особенно актуально. Будьте готовы к тому, что кто-то может пролететь на красный или забыть (а может, и не знать) правил приоритета. Ваша правота не поможет избежать опасности, а вот внимательность – да.

Безопасных нам дорог!

Продолжение следует.