Продолжаем публикацию серии материалов о принципах и правилах защитного вождения, основанных на рекомендациях Роберта Шаллера, а также других американских специалистов и организаций. Ознакомиться с предыдущими частями можно здесь: Часть первая. Часть вторая. Часть третья. Часть четвертая.

Сегодняшний наш выпуск посвящен правилам безопасного обгона.

Правило 12. Обгоняй с умом!

Специалисты по защитному вождению в один голос твердят о том, что в лихачи, совершающие опасные обгоны, в том числе через двойную сплошную, в конечном итоге выигрывают считанные минуты – особенно в условиях города. Львиная доля рискованных маневров попросту не оправдана. Их причина – не так желание сэкономить пару минут, как водительские амбиции, гнев, неумение держать себя в руках, несдержанность и откровенная глупость. Нежелание «плестись в конце» даже километр-другой приводит к самым страшным авариям – лобовым столкновениям.

Фаллер напоминает о том, что обычный обгон на шоссе может потребовать до пятисот метров дороги, а то и больше. Во многих местах, независимо от того, разрешен обгон или нет, видимость ограничена из-за неровностей ландшафта или поворотов. Так вот – пока вы проезжаете эти полкилометра, другая машина, возможно, приближается с той же скоростью, так что общая скорость сближения достигает 60 метров в секунду – около 220 километров в час. Полкилометра дистанции обгона два несущихся навстречу друг другу автомобиля покрывают менее чем за 9 секунд (девять!) – а в среднем обгон на шоссе занимает порядка 15 секунд (подсчитайте сами, если не верите!). Просто подумайте об этом. А потом решите, стоит ли обгонять в принципе. Принципы защитного вождения подразумевают, что в большинстве случаев самым разумным решением будет оценка скорости впереди идущей машины – если даже она чуть ниже вашей скорости, то стоит остаться в своей полосе и не дергаться. Каждый не сделанный обгон существенно увеличивает ваши шансы добраться до точки назначения без приключений.

Если вы все же решились на обгон, то первым делом стоит окинуть взглядом дорогу впереди и сзади (чтобы убедиться – никто не пытается обогнать в этот момент вашу машину). Убедитесь, что встречка свободна и что обгон в этом месте разрешен. Очень важно не прижиматься к ближайшей машине – чем больше дистанция, тем лучше обзор. Не нарушайте во время обгона скоростной режим: если обогнать впереди идущий автомобиль без превышения скорости никак, то такой обгон по сути своей не нужен (и запрещен, кстати). И наконец, когда собираетесь вернуться в свою полосу, убедитесь, что там свободно: вы должны увидеть обгоняемый автомобиль в зеркале целиком – с радиатором и колесами на асфальте.

Помните и о том, что не все участки дороги, где обгон запрещен, обозначены сплошными линиями и знаками – подразумевается, что вы и так знаете, что здесь обгонять нельзя. К тому же, в Украине разметки может вообще не быть, что, впрочем, не означает возможность (или хотя бы оправданность) обгона где попало.

Напомним, где обгонять точно не стоит:

  • Вершины холмов, где ограничена обзорность
  • Повороты дороги, за которыми плохо видно встречную полосу
  • Подъезды к мостам, эстакадам, а также на самих эстакадах и мостах
  • Перекрестки
  • Железнодорожные переезды
  • Выезды со второстепенных дорог
  • Любые места, где может быть создана опасность для пешеходов, встречного транспорта или обгоняемого автомобиля
  • Грунтовые дороги (пыль существенно ограничивает видимость, а плохое покрытие замедляет обгон)
  • Места дорожных работ, где остальные автомобили терпеливо ждут своей очереди проехать

Правило 13. Не обгоняй на извилистых дорогах!

А теперь давайте подробнее остановимся на том, почему не стоит обгонять на извилистых горных дорогах. Пожалуй, каждый из нас сталкивался с тихоходами на таких дорогах. Необходимость ползти за ними километр за километром, не имея возможности обогнать, ведь горные дороги, как правило, имеют по одной полосе в каждую сторону. Кстати, это же касается узких дорог в селах. Раздражает? Несомненно. Но тут стоит помнить об очередном принципе защитного вождения: держите себя в руках и не рискуйте, пытаясь обогнать любой ценой. Позитивный настрой, аккуратное вождение и курс на безопасность – вот что спасает в любой ситуации. Защитное вождения означает, что мы сохраняем спокойствие и «не ведемся» на действия лихачей и дорожных хамов. Безопасность дороже желания поддаться сиюминутной злости.

Если вы сами по какой-либо причине кому-то мешаете, то при возможности пропустите желающих обогнать. Думайте о том, чего хотят другие водители, ведь их действия могут угрожать вашей безопасности. Прижмитесь к обочине, если это безопасно, и пропустите лихача. Потратите пару секунд, зато сохраните нервы и обеспечите собственную безопасность.

Здесь правило простое – держитесь как можно правее на многополосных дорогах и пропускайте лихачей на узких дорогах.

Если вы идете в левой полосе и сзади моргают фарами, не поддавайтесь гневу и амбициям – уступите дорогу. Неважно, что преследователь летит со скоростью 150, не ваша задача воспитывать в нем уважение к правилам дорожного движения. А вот если он окончательно выйдет из себя, опасный маневр будет угрожать и вашей жизни.

Просто дайте гонщику проехать, если, конечно, это не угрожает собственной безопасности. Дорога – не место для самоутверждения. Просто не забывайте об этом и сохраняйте спокойствие.

Правило 14. Избегай лобовых столкновений!

Даже соблюдение всех правил защитного вождения не означает, что другой водитель не выйдет в лобовую при неосторожном обгоне, а также если уснул или отвлекся. Будьте к этому готовы. Смотрите вдаль и тогда сможете увидеть встречную машину задолго до того, как она станет представлять реальную опасность. Выявляйте странности в поведении других автомобилей. Включайте фары днем – так вы будете виднее. Не прижимайтесь к разделительной линии на извилистых дорогах. Если будете держаться ближе к правому краю своей полосы, то другая машина, выскочив из-за поворота и описав слишком широкую дугу, не врежется в вас.

Если же все равно кто-то летит в лоб, то во-первых, затормозите так быстро, как только возможно без потери управления. Это уменьшит силу удара, если он-таки произойдет. Видите, что другая машина продолжает сближение, находясь на вашей полосе – съезжайте с дороги ВПРАВО, НЕ ВЛЕВО. Может быть, он опомнится в последнюю секунду (как думаете – куда он рванет руль?) Если врежетесь в него на его же полосе и рядом не окажется свидетелей, то именно вы будете признаны виновными (если выживете, разумеется). Если же, съехав с дороги, вы не можете не врезаться в какую-то преграду – постарайтесь сместить удар в сторону от центра радиатора, а еще лучше – к самому краю, чтобы удар получился «скользящим». Столкновение машины с неподвижным объектом у правого края дороги – лучше, чем удар лоб в лоб с другой машиной на средних для шоссе скоростях. Но если вы съедете с дороги, машина пострадает; это – верная авария. Поэтому, некоторые водители колеблются до последнего момента, пока не становится слишком поздно. Подумайте об этом СЕЙЧАС. Быстро сбавьте скорость, вырулите вправо, (если необходимо – с дороги) – и оставайтесь в живых.

И напоследок – еще раз коротко напомним порядок действий при обгоне.

1. Задайте себе вопрос, стоит ли обгонять вообще?

Безопасно ли это, законно ли, удобно для остальных участников дорожного движения? Если ответ положительный, оцените следующее:

  • Достаточен ли обзор, чтобы обгон был безопасным?
  • Сумеете ли совершить обгон, не мешая другим?
  • Получится ли безопасно оборвать обгон, если появится опасность на встречной полосе?

2. Займите правильное положение для обгона

Когда вы приняли решение об обгоне, приготовьтесь к нему. Еще раз напоминаем – не стоит держаться вплотную к впереди идущему автомобилю, напротив, перед обгоном увеличьте дистанцию, чтобы улучшить обзорность. Теперь ответьте себе еще на несколько вопросов:

  • Не создаст ли обгон потенциальную угрозу?
  • Какие намерения у автомобиля впереди? Не собирается ли он идти на обгон, ускоряться или останавливаться?
  • Хватит ли у вашего автомобиля мощности, чтобы совершить быстрый и безопасный обгон?
  • Не собирается ли идти на обгон автомобиль позади?
  • Достаточна ли обзорность и свободна ли встречная полоса?

3. Приготовьтесь к обгону

Для этого в первую очередь сократите дистанцию с впереди идущим автомобилем. Чем меньшее расстояние вам нужно будет преодолеть по встречной полосе, тем лучше. Поэтому сокращаем дистанцию, включаем левый поворотник – и не медлим больше. Если же вдруг обстоятельства изменились, снова увеличьте дистанцию, не висите на хвосте у другого автомобиля и ждите новой возможности совершить обгон. При возвращении в свою полосу не забудьте глянуть в зеркала – вдруг еще кто решил проскочить.

Если вдруг вы передумали совершать обгон из-за новых обстоятельств, тормозите прежде, чем вернуться в свою полосу! Еще раз – тормозите на встречке, а потом уже крутите рулем вправо. Это гораздо безопаснее, чем одновременно тормозить и поворачивать. Так вы сможете избежать заноса. Тормозите, а потом возвращайтесь в свой ряд.

Включите фары – так вас будет виднее автомобилям на встречке.

4. Обгоняйте

Еще раз гляньте во все стороны и перестраивайтесь. Не придавливайте педаль газа в своей полосе, только когда выедете на встречную полосу – и еще раз убедитесь в том, что вам никто не мешает совершить обгон. Если же убедитесь в обратном, то сможете безопасно вернуться в свою полосу, без необходимости экстренно тормозить.

А вот теперь уже газ в пол! Чем быстрее вы уберетесь со встречной полосы, тем лучше и безопаснее для всех.

Держитесь по центру полосы, не жмитесь к обгоняемому автомобилю. Впрочем, и к обочине или бровке жаться тоже не стоит.

Если собираетесь обогнать сразу несколько автомобилей, дважды убедитесь в безопасности маневра.

Собираясь вернуться в свою полосу, чуть отпустите педаль газа, но не сбрасывайте резко скорость. Если кто-то еще взялся совершаться обгон, это может плохо кончиться. Гляньте в зеркала, убедитесь, что полоса справа свободна.

Как только вы вернулись в свою полосу, выключите поворотник и вернитесь к нормальной скорости. Опять же – не тормозите резко, чтобы не вызывать раздражение у водителя автомобиля, который только что обогнали. Терпение и вежливость – не забывайте о них.

Если же обгоняют вас, уберите ногу с педали газа, давая другому автомобилю безопасно завершить обгон.

И напомним самое главное правило безопасного обгона: НЕ УВЕРЕН – НЕ ОБГОНЯЙ!

Безопасных нам дорог!

Продолжение следует.