Продолжаем публикацию серии материалов о принципах и правилах защитного вождения, основанных на рекомендациях Роберта Шаллера, а также других американских специалистов и организаций. Ознакомиться с предыдущими частями можно здесь: Часть первая. Часть вторая. Часть третья. Часть четвертая. Часть пятая. 

Сегодняшний выпуск посвящен эмоциональному состоянию водителей и тому, как избежать аварий «на психах».

Правило 15. Рассчитывай время!

Специалисты по защитному вождению сходятся в мысли, что спешка – едва ли не основная причина аварий на дороге. И проблема не только в превышении скорости, но и в том, что мы слишком торопимся в остальном. Все водители отлично знают, что нужно вовремя включать поворотники, заранее занимать нужную полосу перед поворотом, не разворачиваться через сплошную, не проскакивать на желтый без надобности, не совершать рискованные обгоны. Но времени вечно не хватает, поэтому правила (а частенько и здравый смысл) игнорируются ради экономии пары минут. Времени так мало, что сделать все правильно мы не успеваем. По статистике, средний американский водитель совершает 2,5 нарушения на милю. Об украинцах подобной статистики нет, но наверняка тут мы обойдем американцев на корпус.

И все же эти скучные правила важны и помогают избежать ДТП (вспомним, что по статистике избежать можно более 90 процентов аварий на дорогах). ПДД созданы не для того, чтобы кормить гаишников, а чтобы хоть с некоторой долей уверенности предугадывать, как будут вести себя другие участники движения.

Рассчитывайте время. Выезжайте немного заранее, закладывайте время на пробки. От этого зависят и ваша личная безопасность, и ваше настроение – нервы в городских тянучках никому еще позитива не добавляли.

Если же ничего не вышло, дел снова больше, чем вас, и вы снова опаздывайте… выдохните. Просто сделайте несколько глубоких вдохов, вспомните о тех, кто ждет вас дома – и примите осознанное решение не нарушать еще одно правило защитного вождения, а именно:

Правило 16. Не води агрессивно!

Даже если опаздываете, не гоните сломя голову. Агрессивное вождение включает в себя: нарушение скоростного режима, неожиданные и частые перестроения, «подрезание» других водителей, несоблюдение дистанции, езду по тротуарам и обочинам. Проще говоря, все то, что беспокоит, злит или даже пугает остальных водителей. Признайтесь, вас самих жутко раздражают «обочечники», так ведь? А еще давайте признаемся себе, что все мы порой так спешим, что включаем режим «торопыг» и начинаем рисковать без надобности.

Если опоздание неизбежно, а дорога перегружена – расслабьтесь и поймите, что спешка и ошибки вождения способны задержать куда как дольше, поскольку могут привести к аварии, пусть и не самой серьезной. Если вы уже опаздываете – начальник не станет счастливее от того, что вы не опоздали на лишнюю пару минут. Дома тоже подождут. Все подождут немного, ведь главное явиться в точку назначения, оставшись живым и здоровым. Вряд ли каждый день от нашей пунктуальности зависит чья-то жизнь, а вот от нашего поведения на дороге – каждый.

В отдельных американских штатах агрессивное вождение является уголовным преступлением. В Украине нет – только в тех случаях, если привело к ДТП с пострадавшими. И ведь довольно часто приводит.

Роберт Фаллер пишет о том, что в большинстве городов светофоры на улицах и бульварах «просчитаны». Если улица рассчитана на 60 км/ч, и авто стартует на только что загоревшийся зеленый, быстро ускоряется до 60 км/ч и держит скорость, а перед ним нет других автомобилей, то каждый последующий светофор будет встречать его зеленым светом до тех пор, пока на каком-то участке «настройка» этой улицы не начнет отличаться от скорости 60 км/ч. Поэтому если ехать быстрее, то практически каждый очередной светофор будет гореть красным! А это означает, что на городских улицах невозможно наверстать упущенное время – даже если проскочить на какой-то зеленый, но после этого начнется череда красных. Городские автострады тоже ограничивают количество времени, которое можно наверстать.

Гонки на опасных скоростях на трассах тоже не сэкономят вам хоть сколько-нибудь значимое время. В сравнении с тем, что можно потерять из-за глупого риска – это ерунда. Поэтому переходим к следующему правилу:

Правило 17. Остынь!

Безопасное вождение – это прежде всего моральный настрой.

Фаллер советует каждому водителю, пусть даже и не с одной сотней тысяч километров за плечами, «освежиться». Ведь именно у опытных водителей глаз часто замыливается, и они перестают думать об опасностях дороги. Полезно о них вспомнить.

Первое ДТП случилось в конце девятнадцатого века в Огайо, где на весь штат было всего ДВА автомобиля. И вот они и столкнулись на Т-образном перекрестке. Причем оба водителя, вместо того, чтобы смотреть на дорогу, весело болтали, жестикулируя, с дамами на задних сидениях. Это видно на фото, сделанном за пару секунд до аварии. Конфликты на дороге неизбежны, не все на дороге можно проконтролировать, но вот свою реакцию – вполне. Важно оставаться спокойным, сохранять позитивный настрой и не принимать это все близко к сердцу.

Если эмоции зашкаливают – способность оценивать обстановку ухудшаются, водитель может упустить из вида явную угрозу. Чувствуете, что эмоционально взбудоражены или расстроены – сверните на обочину, сделайте глубокий вдох и успокойтесь, пока не случилось что-нибудь еще более нервирующее.

ВСЕ ошибаются время от времени, а это значит, что в любой момент кто-то из водителей может совершить ошибку. Если все обошлось, разве плохо – списать все на тот факт, что людям свойственно ошибаться, и забыть об этом случае?

Сам инцидент не имеет никакого значения, пока за ним не следует ВАША РЕАКЦИЯ. Когда другой водитель ошибается, или даже намеренно грубит, то чего вы добьетесь, если будете кипятиться или расстраиваться? Через десять минут вы даже не вспомните про инцидент. Поскольку мы все живые люди, мы несовершенны. Не позволяйте ошибке другого водителя заставить вас потерять контроль над собой, что может закончиться аварией.

Помните – глубокий вдох, спокойствие и позитив.

Читайте также: Хамство на дорогах. 9 советов, как его избежать

Правило 18. Езжай спокойно и размеренно!

Машины, прыгающие в потоке туда-сюда, попадают в аварии чаще. Их водители постоянно меняют скорость, перестраиваются, не держат дистанцию и вообще выбиваются из общей картины. Есть еще «шумахеры», несущиеся, как угорелые, на запредельных скоростях, обгоняя машины одну за одной – и они тоже вносят свой вклад в печальную статистику.

Если посмотреть на поток впереди, то можно заметить как он «течет». Фаллер советует представить себе этот поток как единый, гигантский организм, как реку. Некоторые машины едут быстрее, некоторые медленнее, но, тем не менее, общую скорость потока определить достаточно легко.

Как ни странно, эта скорость не намного превышает предельно допустимую для этого участка дороги. Когда инженеры устанавливают ограничители скорости, они берут за основу скорость, которой на этом участке придерживался бы нормальный, аккуратный водитель. Старайтесь двигаться со скоростью остального потока (не слишком превышая разрешенный лимит). За превышение скорости могут оштрафовать, но если оно незначительно, патрульные не станут утруждаться по пустякам.

Все специалисты по защитному вождению рекомендуют как можно реже перестраиваться. Выберите полосу и оставайтесь в ней. Частые перестроения и попытки обогнать всех и каждого ожидаемого выигрыша во времени не принесут. В то же время, каждое перестроение потенциально опасно.

Держите дистанцию и пропускайте тех, кто пытается перестроиться в ваш ряд. Так вы остаетесь единым целым с потоком, помогаете избежать снижения его средней скорости. К тому же, вежливость ложится плюсиками в карму и повышает безопасность.

Однако помните о том, что у вежливости на дороге должны быть свои пределы.

Правило 19. Проявляй учтивость в пределах разумного!

Излишняя учтивость на дороге может привести к самым неожиданным последствиям. Например, вы стоите в ожидании зеленого на перекрестке, в среднем ряду трехполосного движения. Машина справа хочет пересечь дорогу – все три ряда – и въехать в поток, идущий в противоположном направлении. Водитель в соседнем с вами правом ряду останавливается, уступая этой машине дорогу – и вы делаете то же самое, машете ей рукой, мол, езжай. При этом водитель той, другой машины, понимает жест как «езжай, опасности нет». Он не видит еще один, четвертый автомобиль, несущийся в левом ряду на скорости 70 км/ч – и этот четвертый водитель, возможно, тоже не видит идущую наперерез машину, поскольку они обе скрыты друг от друга остальными автомобилями.

Другой пример, когда водитель – без особой на то необходимости – резко тормозит перед человеком, собирающимся перейти дорогу в неположенном месте, или животным, а следующая машина, не ожидающая такой остановки, вынуждена резко перестроиться, что опасно само по себе. Прежде, чем ударить по тормозам, когда нет угрозы чьей-либо жизни – посмотрите в зеркало заднего вида. А лучше не делайте резких движений.

Излишняя учтивость приводит к страшным авариям.

Проявляя вежливость на дороге, мыслите стратегически – возможно, тем самым вы подвергаете кого-то опасности.

Безопасных нам дорог!

Продолжение следует.