Продолжаем публикацию серии материалов о принципах и правилах защитного вождения, основанных на рекомендациях Роберта Шаллера, а также других американских специалистов и организаций. Ознакомиться с предыдущими частями можно здесь: Часть первая. Часть вторая. Часть третья. Часть четвертая. Часть пятая. Часть шестая. 

Сегодняшний выпуск посвящен устройствам безопасности, которым оборудован автомобиль.

Правило 20. Пристегивайся!

Все специалисты по защитному вождению сходятся в одном: – самое важное из всех когда-либо изобретенных устройств безопасности. Он обеспечивает противоударную защиту, поглощает энергию удара и не дает вылететь из автомобиля при аварии. В современных машинах есть встроенные «зоны деформации», и ремни безопасности – неотъемлемая часть этих систем. Ремень удерживает человека на месте, пока машина сминается от удара вокруг «безопасной» зоны. Он помогает водителю избежать удара, остаться в сознании и сохранить контроль над ситуацией. Тем не менее, люди находят кучу причин, чтобы не пристегиваться.

Например, говорят, что ремни мнут одежду. Хотя после того, как пробьешь головой лобовое стекло, пожалуй, будет не до морщинок на футболке. Или что ремни неудобные. Или же про страх оказаться в ловушке, если автомобиль загорится или утонет. Хотя ремень существенно повышает шансы остаться в сознании и выбраться, а его защемление куда как менее вероятно, чем обморок или мгновенная смерть. К тому же, лишь полпроцента всех ДТП включают в себя огонь или воду.

Самый распространенный миф о ремнях безопасности – это рассказы о неких людях, которые точно погибли бы в авариях, будь они пристегнуты. Эксперты по безопасности с этим не согласны категорически. Если ДТП может убить пристегнутого, то отсутствие ремня точно не спасет. Специалисты уверяют, что ремень мог бы предотвратить порядка 50% смертей и травм.

И пассажиров это тоже касается. Каждый непристегнутый человек в машине может потенциально превратиться в летающий объект, который может травмировать и, скажем, пристегнутого водителя.

Одно из ключевых правил защитного вождения очень простое – ПРИСТЕГИВАЙТЕСЬ.

Не верьте мифам и легендам о ремнях, их давно уже развенчали. И те, о которых мы написали выше, и вот такие:

Миф: Незачем пристегиваться, если едешь в магазин за углом.

Факт: Большая часть аварий происходит не далее, чем в сорока километрах от дома и на скорости меньшей 60 км/час. Вблизи от дома водителям свойственно водить более беспечно.

 

Миф: Слышал о людях, которых при аварии выбросило из машины – и ни царапины!

Факт: Если после аварии вы остаетесь внутри машины, шансы выжить в ДТП повышаются в двадцать пять раз. Непристегнутые часто убиваются об деревья и попадают под колеса других авто.

 

Миф: Ремни безопасности неудобные.

Факт: Большинство людей находят ремни неудобными лишь потому, что не привыкли пристегиваться. Те, кто ввели пристегнутые ремни в привычку, позже утверждают, что ощущение дискомфорта прошло. Более того – со временем становится некомфортно ездить непристегнутыми. Вопрос привычки, не более. Да и в любом случае не стоит сравнивать легкий дискомфорт с вероятностью погибнуть в автокатастрофе.

 

Миф: В машинах с подушками безопасности пристегиваться не обязательно.

Факт: Подушки безопасности защищают от фронтальных ударов, но работают только в паре с ремнями. Кроме того, подушки не защищают от боковых ударов или ударов в заднюю часть автомобиля, а также переворотов. Ремни же защищают от всех видов столкновений.

 

Миф: Ремни могут ранить при аварии.

Факт: При правильно пристегнутом ремне повреждения ограничиваются синяками – в то время, как в ином случае последствия могут быть куда страшнее.

 

Миф: Шанс, что я попаду в аварию, очень маленький, это вечно случается с другими.

Факт: Подобное отношение распространяется на все, что мы делаем. Очень удобно думать, что неприятности случаются только с другими людьми. При этом американская статистика утверждает, что один из трех случайно взятых людей в течение жизни попадет в серьезную аварию. Так что ответ один: пристегивайтесь. Всегда. В каждой поездке.

 

Миф: Я хороший водитель, со мной такого не случится.

Факт: Вы можете быть сколько угодно хорошим водителем, но контролировать всех остальных водителей на дороге не можете. Даже если вы ведет машину аккуратно, с вами тоже может случится пьяный водитель, вылетевший из-за соседнего дома. Пристегивайтесь.

 

И еще несколько фактов о ремнях:

  • Они спасают десятки тысяч жизней.
  • Предотвращают вылет через лобовое стекло, удар о руль или торпеду.
  • Помогают вам остаться внутри автомобиля.
  • Защищают внутренние органы.
  • Существенно повышают шансы остаться после аварии в сознании.
  • Помогают сохранить позицию за рулем в случае экстренного торможения или резкого маневра.

Ремни безопасности спроектированы так, чтобы удар поглощали крепкие кости тела, а не уязвимые внутренние органы. Однако обратите внимание на то, чтобы нижняя часть ремня ложилась на тазовые кости, а не на живот. Кроме того, следите за тем, чтобы верхняя часть ремня не перекручивалась. В случае сильного удара перекрутившийся ремень может врезаться в тело.

 

Правило 21. Покупайте и используйте средства безопасности!

Шаллер рекомендует в дополнение к ремням детские сидения подходящего размера, оборудованные АБС тормоза и подушки безопасности.

Существует несколько видов сидений для разного возраста, веса и роста. Ответственно отнеситесь к его выбору. Закрепите детское кресло в центре заднего сидения, где защита от посторонних воздействий максимальна. Детское сидение не должно находиться на переднем сидении, тем более, если в машине установлены подушки безопасности (одна из них может ранить или даже убить ребенка, сидящего в неправильно установленном кресле).

Тормоза, оборудованные АБС: предотвращают заносы во время экстренного торможения, благодаря системе, усиливающей и ослабляющей давление тормозов – с частотой несколько или даже несколько десятков раз в секунду – в течение времени, достаточного, чтобы предотвратить занос. В результате вы все-таки сможете управлять автомобилем, поскольку колеса не блокируются. Эксперты говорят, что управление «быстрее» торможения, но с АБС можно делать и то, и другое. Многих водителей обучали экстренному прерывистому (иначе – импульсному) торможению с обычными тормозами: при этом серия энергичных, но коротких по времени тормозных усилий чередуется с полным растормаживанием колес. Однако, в реальности, вы можете запаниковать в самый ответственный момент и не справиться с этой техникой. Большинство водителей вообще не учатся это делать, хотя тренировки необходимы. Кстати, обычно тормоза с АБС останавливают машину не быстрее, чем это можно сделать, правильно используя обычные тормоза, но, для большинства из нас преимущество – в возможности избежать заноса и продолжить управление автомобилем. Если тормоза оборудованы АБС, очень важно прочесть руководство по их использованию и даже попрактиковаться на пустой парковке, чтобы знать, как они работают и что при этом чувствует водитель.

Подушки безопасности: вы должны знать о них кое-что. Во-первых, вылет подушки безопасности – это не самое деликатное событие. Время рассчитано так, чтобы они успели открыться прежде, чем вы пострадаете от удара о твердую поверхность. Вы можете даже быть травмирован подушкой безопасности – но эти травмы, как правило, незначительны по сравнению с теми, что вы получил бы в ее отсутствие. Именно поэтому так важна правильная посадка, о которой рассказывают правильные инструкторы по вождению. Не садитесь слишком близко к рулю – напротив, как можно дальше, но так, чтобы кисти рук свободно свисали с верхней части рулевого колеса. Это обеспечит свободный доступ к системам управления.

Системы безопасности совершенствуются с каждым годом, но даже проблемы с ранними версиями не влияют на тот факт, что недостатки подушек безопасности с лихвой окупаются их преимуществами. Многие люди живы сегодня благодаря тому, что в нужный момент их спасли подушки безопасности. И последнее: не забудьте пристегнуться; подушки не помогут, если твое тело не зафиксировано на сидении.

Правило 22: Ремни и подушки безопасности работают в паре!

Любая авария оканчивается тремя ударами.

Первый удар принимает на себя машина. После этого сидящий внутри человек бьется об выступающие элементы в салоне автомобиля. И, наконец, внутренние органы человека ударяются друг об друга и о кости скелета. Звучит страшно, не так ли? К счастью, у нас есть «друзья», всегда готовые прийти на выручку.

Автомобиль спроектирован так, чтобы сжиматься «в гармошку» вокруг вас и, тем самым, поглощать энергию удара. Некоторые сетуют, что современные машины какие-то «хлипкие», по сравнению со старыми. И слава Богу. Да, современная машина спроектирована так, чтобы сминаться и поглощать энергию удара, и ее ремонт обойдется дороже. Но этот счет за ремонт – фактически счет за обеспечение вашей же безопасности. В старинных машинах, больше походящих на танки, ударопрочная конструкция не оставляла пассажирам ни единого шанса выйти целыми и невредимыми из серьезной аварии.

Во-вторых, интерьер современных автомобилей спроектирован так, чтобы «второй удар» повлек за собой как можно меньше последствий. Более мягкие пластик, винил и обивка позволят избежать лишних травм. Кроме того, здесь вступают в игру подушки безопасности. В последнее время такие подушки стали даже «умнее» – они могут «чувствовать» серьезность аварии и физические характеристики пассажира, и точнее рассчитывать силу выброса и время задержки подушки, чтобы лучше защитить «клиента». Автопроизводители постоянно изобретают и добавляют новые типы подушек безопасности (боковые, например), чтобы обеспечить дополнительную безопасную зону вокруг водителя и пассажиров.

И, наконец, что насчет «третьего удара»? Вспомним парашют. После прыжка с большой высоты убивает не само падение, а мгновенная остановка в конце. Парашютист избегает этой мгновенной остановки при помощи парашюта. В момент открытия тот не сразу снижает скорость падения человека, но создает тягу, необходимую для постепенного «торможения». Через несколько секунд скорость снижается до величины, достаточной для безопасного приземления. Так вот ремень безопасности работает по тому же принципу. Во время аварии он натягивается, когда тело бросает вперед, и тем самым сглаживает перепад между скоростями «до» и «после» удара. Так что, один лишь ремень безопасности способен предотвратить некоторые (если не все) повреждения, вызванные «вторым» и «третьим» ударами. К счастью, есть еще подушки безопасности, которые обеспечивают дополнительную защиту.

Подведем итог. Подушки безопасности – это вспомогательные системы, которые не работают сами по себе, а только в паре с ремнями безопасности. Они не помогут, если вас уже нет на сидении после удара. Если же пристегиваться правильно, то ремни помогут остаться в том положении, где может защитить подушка безопасности. Так что позаботьтесь о том, чтобы эти две системы работали в паре, то есть так, как их спроектировали разработчики.

Правило 23. Берегите голову!

Какой человеческий орган в случае травмы восстанавливается медленнее всех остальных (если вообще восстанавливается)? 40-50% черепно-мозговых травм случаются в автоавариях – и даже если эти травмы незначительны, они могут изменить всю дальнейшую жизнь человека. 20% детских черепно-мозговых травм – результат падения с велосипеда. Руки, ноги и ребра могут «зажить». К сожалению, поврежденный мозг выздоравливает не всегда.

При незначительных черепно-мозговых травмах восстановление занимает 3-4 месяца – в большинстве случаев (причем некоторые больные так и не выздоравливают). При травмах средней степени тяжести это уже 6-9 месяцев. При тяжелых черепно-мозговых травмах люди полностью восстанавливаются очень редко.

И даже необязательно биться обо что-то головой, чтобы ее повредить – достаточно резкого, «хлесткого» движения, чтобы деформировались тысячи нервных волокон, разорвались вены и артерии в мягких тканях. И тут мы возвращаемся к системам безопасности автомобиля.

Отрегулируйте подголовники как следует и не забывайте о ремнях безопасности. Подголовники должны быть выставлены на уровне головы, а не шеи, иначе рывок головой «вокруг» подголовника может окончиться еще более серьезной травмой.

Другая частая причина черепно-мозговых травм – выброс из машины. На многих «кладбищах автомобилей» можно найти экземпляры с характерным отверстием в лобовом стекле – это значит, что кое-кто забыл пристегнуться. Непристегнутый человек может не просто вылететь из машины, но и налететь головой на какой-нибудь объект.

Чтобы серьезно повредить голову, нужно всего ничего – удар на скорости 6 км/ч. А теперь представьте, что будет, если вылететь из машины через лобовое на скорости в 60 км/час?

Пристегивайтесь.

И берегите себя.

Безопасных нам дорог!

Продолжение следует.