Продолжаем публикацию серии материалов о принципах и правилах защитного вождения, основанных на рекомендациях Роберта Шаллера, а также других американских специалистов и организаций. Ознакомиться с предыдущими частями можно здесь: Часть первая. Часть вторая. Часть третья. Часть четвертая. Часть пятая. Часть шестая. Часть седьмая. Часть восьмая.

Сегодняшний выпуск посвящен правилам предсказуемости и заметности на дороге.

Правило 26. Не стесняйся заявить о себе на дороге

Шаллер рекомендует внимательно смотреть по сторонам и с умом использовать световые и звуковые сигналы, давая остальным понять, что вы – здесь.

Располагайтесь в полосе так, чтобы остальные могли видеть. Избегайте езды в «слепых» зонах других водителей. Подъезжая к светофору, например, стоит сдать чуть вправо в своей полосе, чтобы поворачивающие налево автомобили, едущие по встречке, заметили вас, даже если поток впереди и в полосе слева частично закрывает им обзор.

Показывайте ВСЕ повороты. ВСЕГДА. Даже если никого, кажется, нет. Лучше привыкнуть включать поворотники всегда, чем однажды этого не сделать и попасть в неприятную историю.

Следите за тем, чтобы стоп-сигналы были в порядке (как, впрочем, и все остальные). Если они не предупредят, что вы тормозишь, другой водитель может слишком поздно это заметить, и тогда аварии не миновать. Можно мигнуть стопарями пару раз перед резким торможением, чтобы привлечь внимание. Стоит учитывать, что не всех обучали вождению профессионалы, и многие водители смотрят не в горизонт, а на дорогу прямо перед собой. Привлекайте к себе внимание.

Включайте фары даже днем – чтобы встречные автомобили видели вас лучше. Не экономьте на лампочках. Европейские специалисты уже подсчитали, что включенный ближний свет фар в светлое время суток предотвращает примерно тридцать процентов аварий – сугубо за счет лучшей видимости.

Обязательно включайте свет в тоннелях. Этого требуют и ПДД, но лучше повиноваться здравому смыслу. Даже если в тоннеле относительно светло, то фары все равно не помешают. Если же свет внезапно погаснет, то включенные фары помогут не превратиться в стальную котлету.

Не стесняйтесь посигналить другому авто, если оно представляет для вас опасность. К примеру, если видите, как кто-то выезжает задним ходом и вас не видит – нажмите на клаксон. Или если вы оказались в чьей-то «слепой» зоне, и авто начинает перестроение.

Ошибка множества начинающих водителей в том, что они полагают, будто ничего не умеют и сами представляют основную опасность на дороге, а потому стесняются посигналить в случае реальной угрозы. Не стесняйтесь. Это, разумеется, не значит, что нужно не убирать руку с клаксона. Здравый смысл, помните?

Не забывайте пользоваться «аварийкой». Если увидели перед собой внезапно возникшую помеху или опасность и готовитесь к резкому торможению, поморгайте «аварийкой» авто сзади, чтобы они были готовы.

Помните также, что если в сложной дорожной ситуации вы установите зрительный контакт с другим водителем, то он точно не подрежет вас – по крайней мере, случайно.

Одним словом, давайте о себе знать другим водителям, помогая им избегать столкновений. Будьте заметны на дороге.

Правило 27. Будь предсказуем!

Очень важно быть предсказуемым на дороге. Сюрпризы на ней опасны.

Наверняка вам доводилось видеть несущегося по крайней левой полосе лихача, который в самую последнюю секунду рывком бросается в крайнюю правую и далее на съезд, подрезая сразу несколько. Инструкторы по вождению называют таких «камикадзе». Пожалуй, это самый экстремальный пример непредсказуемости. Результат подобных резких маневров – множество смертей каждый год.

Будьте предсказуемы. Если видите, что съезд с трассы уже так близко, что включить поворотники и аккуратно притормозить нет времени – забудьте о нем. Как бы ни хотелось рвануть руль вправо, продолжайте движение до следующего съезда, после чего вернитесь куда нужно. То же касается обычных перекрестков. Проехали поворот – езжайте до следующего перекрестка и развернитесь там, не устраивая остальным сюрпризов.

Планируйте свои действия и будьте внимательны – для съезда с автострады нужно заранее перестроиться и расположиться в потоке так, чтобы у остальных оставалось достаточно времени и места для маневра.

Не знаете, где нужный поворот или ищете адрес? Не останавливайтесь посреди дороги, если сзади едут ничего не подозревающие машины. Лучше припаркуйтесь и спокойно решите, что делать. И не забывайте о поворотниках! Порой водитель успевает проехать несколько кварталов, прежде чем до него дойдет, что работает поворотник. Никто не знает, что такой участник дорожного движения будет делать дальше. Ищет ли он нужный поворот в незнакомой местности, или просто не заметил, что на приборной панели мигает лампочка?

Осторожнее и с перестроениями из полосы в полосу. Включайте лампочки и перестраивайтесь так, чтобы идущим в соседней полосе не приходилось притормаживать. Конечно, это не касается плотного потока машин. В таком случае ждите, пока вас впустят. Если вам поморгали дальним светом –точно можно ехать. Но вертеть головой по сторонам все равно не забывайте.

Некоторые водители сознательно не используют поворотники, полагая, что машина в соседней полосе не позволит выполнить перестроение, «закрыв» свободное пространство. Это действительно порой случается. Однако с равной долей вероятности другой водитель поможет вам перестроиться, если вы обозначите намерение. Кроме того, на трассе он может даже перестроиться в правую полосу, если ему все равно понадобится ближайший съезд, а вы въезжаете на трассу. Если вы оба обозначили свои намерения – такой совместный маневр вполне безопасен. Но если оба забудете про поворотники – все может окончиться страшной аварией.

Однако не забывайте о том, что включать сигналы нужно вовремя. К примеру, если вы подъезжаете к перекрестку и собираетесь повернуть направо на станцию техобслуживания, расположенную сразу за ним, не сигнализируйте слишком рано. Иначе машины на встречной, делающие левый поворот, могут расценить это как намерение повернуть НА перекрестке, а не за ним, и поедут наперерез.

Правило 28. Помни о «слепых» зонах

В идеале вы должны чувствовать себя неуютно в «слепой» зоне другого водителя. У всех транспортных средств есть такие зоны – даже у мотоциклов, ведь мотоциклисты могут повернуть голову лишь до определенного угла, чтобы оглянуться. Однако хватает водителей, не утруждающих себя взглядом через плечо перед перестроением. Поэтому располагайтесь в потоке так, чтобы как можно реже находиться в чужих «слепых» зонах.

То, где находятся ваши собственные «слепые» зоны, зависит от машины. Обычно они расположены по сторонам от задней части кузова, и даже правильно выставленные зеркала туда «не достают». Есть автомобили, водители которых не могут видеть происходящее сзади. В некоторых грузовиках, где шофер сидит очень высоко, он не видит, что происходит у земли прямо перед машиной и по сторонам кабины.

Важно проверять зеркала заднего вида каждые 5-8 секунд. Но эта проверка – еще не все. Если у вас уже есть приличный опыт вождения, то вы в курсе, что «слепые» зоны большинства автомобилей могут скрывать другие машины. Кроме того, при помощи одних только зеркал невозможно заметить автомобиль, совершающий перестроение в двух полосах от вас. Пример: вы едете в крайнем правом ряду и собираетесь перестроиться влево. Другой водитель, в крайней левой, перестраивается вправо. Может случиться так, что вы оба попытаетесь занять одно и то же место в средней полосе. И вполне может случиться так, что полоса, свободная еще секунду назад, неожиданно окажется занятой. Часто, машины в потоке маневрируют очень активно, так что свободное пространство постоянно заполняется и освобождается. Очень важно повернуть голову и убедиться, что нет угрозы столкновения.

У тракторов с большими прицепами особые «слепые» зоны – из-за сочленения посередине. Во время поворота, одно зеркало заднего вида «упирается» в прицеп, а другое смотрит в пространство, так что водителю ничего не остается, кроме как открыть окно и высунуть голову, чтобы оглядеться.

Несколько слепых зон и у фур. С ними будьте предельно осторожны, ведь вас довольно часто просто не видно. Учитывайте также габариты грузовиков, если пытаетесь подлезть под него в повороте. А лучше не подлазьте.

Некоторые водители практикуют возможность «прятаться» за трейлером или фурой – чтобы зона разреженного воздуха за грузовиком «тянула» их за собой – таким образом можно немного сэкономить на горючем. Но это не самая лучшая идея ехать так близко к грузовику, закрывающему обзор, в то время как его водитель даже не подозревает о вашем существовании. Когда едете в непосредственной близости от большого грузовика, старайтесь быть видимым для его водителя. Если вы видите его лицо в его же боковом зеркале – значит, он тоже видит вас.

Наконец, помните о том, что даже у припаркованных автомобилей есть «слепые» зоны. Часто возле машин играют дети. Прежде чем завестись и выехать, убедитесь, что ни под колесами, ни в непосредственной близости нет никого и ничего постороннего.

Безопасных нам дорог!

 Продолжение следует.