Продолжаем публикацию серии материалов о принципах и правилах защитного вождения, основанных на рекомендациях Роберта Шаллера, а также других американских специалистов и организаций. Ознакомиться с предыдущими частями можно здесь: Часть первая. Часть вторая. Часть третья. Часть четвертая. Часть пятая. Часть шестая. Часть седьмая. Часть восьмая. Часть девятая. 

 Сегодня мы поговорим о фарах.

Правило 29. Научись пользоваться фарами!

Для чего нужны фары? Ответа сразу два: чтобы видеть, куда едешь, и чтобы видели на дороге тебя. Специалисты рекомендуют включать фары всякий раз, когда это даже чисто теоретически может пойти на пользу безопасности движения. Напомним, согласно проведенным в Европе исследованиям, включенный в дневное время суток свет фар предотвращает примерно треть аварий. Однако стоит учесть, что среднестатистический водитель проезжает в темное время суток каждый четвертый километр, однако приведших к смертельному исходу аварий в условиях плохой видимости случается порядка 50%. Неутешительная статистика, правда?

Помните о том, что видимость сильно ухудшается, если ехать по направлению от заходящего или восходящего солнца. Стоит включить фары, чтобы вас видел встречный поток. Очень плохо видно на закате и в первых вечерних сумерках, это время суток считается очень аварийно опасным. Включите фары, сбросьте скорость и внимательно высматривайте потенциальные проблемы – велосипедистов, пешеходов и животных.

Обязательно включайте фары в тумане, во время дождя или снегопады. Пользуйтесь противотуманками, если они есть. Если нет, направьте свет фар ниже – еще и затем, чтобы избежать ослепления отраженным от капелек воды светом.

Если же видимость вообще нулевая – сворачивайте на обочину, как можно дальше, останавливайтесь и выключайте ВСЕ освещение, в том числе габариты, поворотники и аварийку. Это важно потому, что в условиях ужасной видимости следующий водитель может подумать, что вы все еще едете по дороге – и вполне вероятно въедет в бампер. Как ни странно, но специалисты утверждают, что «невидимость» при выключенном освещении чаще помогает избежать аварии, при которой авто врезаются друг в друга «паровозиком».

Не забывайте о фарах и в ситуациях, когда нужно привлечь к себе внимание. Например, на двухполосной дороге, когда существует потенциальная угроза лобового столкновения с автомобилем, не успевшим завершить обгон. С включенными фарами вас виднее всегда.

Ночью при малейшей возможности пользуйтесь дальним светом. Приучите себя переключаться на дальний, когда нет встречки – даже на пару секунд. Эта пара секунд поможет просветить дорогу и избежать неприятных сюрпризов.

Согласно ПДД, переключаться на ближний нужно, когда встречный автомобиль в 250 метрах и ближе. Следите за встречкой, ведь если забудете переключиться, вам напомнят, врубив дальний свет в ответ, а это чревато ослеплением.

В среднем дальний свет освещает порядка 100 метров дороги, а ближний – около пятидесяти. На скорости 100 км/ч автомобиль покрывает около 30 метров в секунду. Время реакции внимательного человека составляет 0,75-1,5 секунды. Дистанция реагирования в этих условиях – 20-40 метров. Добавьте сюда тормозной путь – и на все про все «уйдет» более 90 метров. Таким образом, если включен ближний свет и в пределах 90 метров на пути возникло неожиданное препятствие – вы затормозить не успеете. Если не будет возможности объехать – итог непредсказуем. Это называется «обогнать собственные фары».

Эксперты говорят, что максимально допустимая скорость в темное время суток – 55-65 км/ч. Можно улучшить свое «ночное зрение», если установить на машину современные лампы повешенной яркости – галогенные, например. Не забывайте следить за их чистотой: грязные лампы могут светить вполовину своей мощности. Но не злоупотребляйте мощными фарами и ни в коем случае не ослепляйте встречку, ведь за рулем любой машины может оказаться человек, способный крутануть рулем в случае паники.

Специалисты также советуют воздерживаться от курения ночью – табак содержит вещества, ухудшающие способность видеть в темноте.

Правило 30. Избегай ослепления фарами!

Помните старые фильмы о подлодках времен второй мировой, в которых офицеры носят темные очки, а отсеки освещены тусклым красным светом? Это сделано для того, чтобы ночное видение офицеров и дежурных оставалось острым. Тогда подобные меры были необходимы – несколько секунд на поверхности океана без зорких глаз могли привести к катастрофе, если поблизости оказывался вражеский самолет или корабль. Когда управляете транспортным средством весом в тонну на скорости 30 метров в секунду, без острого ночного зрения рискуете не меньше, чем экипаж подлодки.

Современные автомобильные фары светят ярко, как никогда. На многих машинах установлены галогенные, а то и новейшие «синие» ксеноновые (HID) лампы, и после ослепления такими фарами зрение возвращается еще медленнее.

Кроме того, с возрастом наши глаза все хуже восстанавливаются после кратковременного ослепления.

Роберт Шаллер утверждает, что ослепление фарами – один из наиболее утомляющих факторов на трассе. Несколько часов езды по ночному шоссе с интенсивным движением может окончиться не только усталостью, но и головной болью.

Если вы чувствуете, что зрение после ослепления подводит, сбросьте скорость, чтобы не «обогнать собственные фары».

Эксперты по защитному вождению не согласны с тем, что мигать в ответ машине со включенным дальним или неправильно отрегулированными фарами ближнего света – хорошая идея. Да, так многие делают. Но что в итоге? Вместо одного плохо видящего водителя есть шанс получим сразу два, а это уже потенциальная угроза лобового столкновения.

Кроме того, включать дальний свет прямо в лицо другому водителю – противозаконно, даже на долю секунды. Включать его, приближаясь сзади, кстати, тоже запрещено.

Но есть один способ, который надежно защитит от возможности ослепления. Приучите себя в темное время суток смотреть вправо и вниз – на правую обочину. Если там есть разметка, обозначающая край дорожного полотна, так называемая «противотуманная линия» – замечательно. Если нет, что в Украине случается часто, все равно так гораздо безопаснее. Боковым зрением вы заметите изменение траектории встречного автомобиля и успеете отреагировать. Тем же боковым зрением вы заметите прерывистый свет, если встречное авто выхватит фарами пешехода. При этом вероятность ослепления снижается практически до нуля.

Безопасных нам дорог!

Продолжение следует.