Продолжаем публикацию серии материалов о принципах и правилах защитного вождения, основанных на рекомендациях Роберта Шаллера, а также других американских специалистов и организаций. Ознакомиться с предыдущими частями можно здесь: Часть первая. Часть вторая. Часть третья. Часть четвертая. Часть пятая. Часть шестая. Часть седьмая. Часть восьмая. Часть девятая. Часть десятая. Часть одиннадцатая. 

Сегодня мы поговорим о правилах безопасной езды на трассах.

Правило 34. Двигайтесь со скоростью потока!

Во всем мире  относительная безопасность автомагистралей базируется на том принципе, что все машины едут в одном направлении с приблизительно одинаковой скоростью, а перекрестки, переходы и светофоры отсутствуют как таковые. Это повышает пропускную способность дороги и существенно сокращает количество ДТП. Однако отечественные трассы не так безопасны, как автобаны или автострады в Европе или США, поскольку порой пролегают через населенные пункты, на них располагаются наземные пешеходные переходы, светофоры и места разворотов встречного транспорта.

Разрешенная скорость движения по автомагистралям в Украине – 130 км/час. Однако фокус в том, что формально автомагистраль в Украине всего одна – Киев-Борисполь, все остальные дороги между городами до этой категории не дотягивают. Что, впрочем, не мешает большой части автомобилистов развивать на них скорость гораздо выше разрешенных 110 км/час.

Определять комфортную и безопасную скорость движения на украинских трассах приходится на глазок, исходя из множества факторов. Но основное правило защитного вождения тут одно – старайтесь двигаться со скоростью основного потока. Не гоните, если не уверены в своих навыках и техническом состоянии автомобиля. Не тормозите и не двигайтесь без надобности по трассе со скоростью 40-50 км/час, особенно когда она сужается до одной полосы в каждом направлении, ведь тем самым вы создаете одну за одной аварийные ситуации тем, что остальные вынуждены обгонять вас по встречке.

Всегда старайтесь держаться правой стороны на многополосной дороге. Во-первых, так вы не будете мешать «лететь» по левой полосе тем, кто спешит, во-вторых, так безопаснее, ведь вы всегда можете избежать какой-либо опасности, уйдя на обочину. Опередив попутный транспорт по левой полосе, уходите обратно в правую, даже если сзади никто не подпирает. Возьмите это за правило.

Если вам нужно уйти на разворот, не тормозите «в пол» на левой полосе, полностью снижайте скорость уже на полосе торможения перед разворотом. Так вы существенно снижаете вероятность того, что кто-то невнимательный догонит вас в задний бампер.

Никогда не разворачивайтесь в технологических разрывах, предназначенных для разворота спецтранспорта. Это не просто запрещено ПДД, это смертельно опасно, ведь вам придется тормозить в самой скоростной левой полосе, а потом высматривать окно во встречном потоке, стоя, по сути, посреди дороги. Экономия нескольких минут такого риска не стоит.

Набирайте скорость в специальных полосах разгона, используя их целиком. Так вы сможете максимально безопасно слиться с потоком, ведь основная опасность кроется в разнице скоростей. И не забудьте глянуть через плечо, перед тем как перестроиться или слиться с потоком. Одних зеркал тут недостаточно.

Правило 35. Не останавливайтесь на трассе!

Высокие скорости и плотность потока на трассах требуют соблюдения одного очень важного правила – никогда не останавливайтесь на трассе.

Имеется ввиду сама дорога, обочина, въезды и съезды, а также разделительная полоса – то есть вообще нигде в пределах автострады.

Если речь не идет о поломке, обязательно съезжайте с трассы. Можно возразить, что несложно заметить стоящую на обочине машину, а избежать столкновения – и подавно. Однако, статистика неумолима – такие аварии случаются, и довольно часто. Эксперты говорят, что основная причина – большинство водителей не видят ничего дальше собственного капота (вы же помните о том, что нужно смотреть максимально в горизонт?). Бывает, человек отвлекается на что-либо в машине, и она начинает съезжать в сторону. А может случиться и так, что водитель слегка не в себе, скажем, под воздействием алкоголя. Он может упереться взглядом в машину на обочине и в таком вот трансе въехать прямо в нее. В часы пик едва ли не каждый второй водитель имеет проблемы с вниманием и реакцией из-за усталости или нервоза, и вполне может спровоцировать аварию.

Обочина автострады – предельно опасное место. Остановка на ней опасна настолько, что дорожные патрульные в США обучены никогда не стоять между двух машин, чтобы не оказаться раздавленным в случае, если в их машину врежется сзади третий автомобиль.

Если машина сломалась прямо посреди дороги, например, колесо спустило, то ремонт на месте – последнее, что стоит делать в такой ситуации. Безопаснее всего оставаться в машине и вызвать эвакуатор. Возиться с колесом нужно за пределами скоростной автомагистрали, где нет машин, несущихся на скорости 100+ км/ч. Большинство водителей даже не притормаживают, завидя стоящую машину, и не перестраиваются влево, так что между пыхтящим над колесом бедолагой и несущимися мимо тоннами железа нет и полуметра. Хуже этого могут быть только его ноги, торчащие из-под машины на проезжую часть.

Если же вы все-таки решились отойти от машины, то некоторые эксперты по безопасности рекомендуют идти по ходу движения, а не навстречу ему. Логика здесь такова, что другие водители скорее заметят вас, если только что видели стоящую машину. В любом случае, лучше оставаться в машине, разве что есть возможность быстро уйти в безопасное место, подальше от машины и от дороги (например, вверх по склону придорожного холма). Тогда можно вернуться к своему автомобилю позже, когда за ним приедет эвакуатор.

Если видите на пути автомобиль, остановившийся на проезжей части, или пешехода – пожалуйста, перестройтесь влево, чтобы объехать на достаточно большом расстоянии. Кому приятно, чтобы на расстоянии вытянутой руки проносились авто со скоростью 100+ км/ч. Об опасности промолчим.

Езда задним ходом на автомагистралях запрещена, а на трассах просто опасна. Если промахнули съезд, езжайте до разворота.

Отдельно упомянем о вежливости на трассах.

Пропускайте «спешунов» на левой полосе, не жадничайте. Не наша с вами задача их воспитывать, пусть этим занимается полиция или сама жизнь. Однако помните, что даже если кто-то нервный уже уперся в бампер или изо всех сил моргает дальним светом, не стоит резким движением перестраиваться правее. Если вам прямо сейчас неудобно или опасно освобождать полосу, вы намереваетесь опередить еще автомобиль или несколько, совершайте маневр в удобное ВАМ время. Можете включить поворот, давая понять, что увидели «спешуна», но торопиться при этом не стоит.

На скорости вообще делайте все маневры очень плавно, кто бы сзади ни моргал и ни пытался спихнуть вас с полосы. Собственная безопасность важнее чьих-либо амбиций.

Обращайте внимание на подсказки других участников дорожного движения. Если сбираетесь идти на обгон, посматривайте на поворотники едущей впереди фуры. Если моргает левым, ни в коем случае не обгоняйте, ведь фуре виднее, что там впереди. Правым – высовывайтесь, но все равно смотрите в оба.

И еще одно важное напоминание: если вам предстоит дальняя дорога по трассе, постарайтесь как следует выспаться, каждые пару часов останавливайтесь размять ноги и сразу же останавливайтесь, если начинаете засыпать. Подробнее об этом было во втором выпуске нашего сериала.

Старайтесь не залипать взглядом в одной точке и избегайте «гипноза автострады», когда резко снижаются реакции. Музыку пободрее, попутчика повеселее, настроение на максимум – и погнали!

Безопасных нам дорог!

Продолжение следует.