Соблюдай все водители правила дорожного движения от первой до последней строчки, аварий на дорогах, по идее, не стало бы. Однако давайте будем реалистами – ДТП сойдут на нет только тогда, когда из управления автомобилями исчезнет человеческий фактор. Поэтому теория защитного вождения, способная существенно сократить риск попасть в дорожную аварию, будет актуальна до момента перехода всех транспортных средств на управление автопилотом. А это случится не скоро.

Что же такое защитное вождение? Многие ошибочно принимают его за контраварийное, направленное, по сути, на исправление ошибок. Защитное же вождение направлено на то, чтобы не допускать ошибок, способных привести к аварии. В американской теории – это «вождение, направленное на спасение жизней, экономию времени и денег, вне зависимости от условий вокруг и действий остальных». Целью его является снижение риска аварий за счет предупреждения опасных ситуаций, учета неблагоприятных внешних условий и чужих ошибок. Достигается она тем, что водители следуют ряду правил, не имеющих отношения к правилам дорожного движения. Это скорее принципы здравого смысла, а также ряд специфических техник, которым не учат в автошколах. По крайней мере, в наших.

Американский специалист Роберт Шаллер первым сформулировал 70 правил защитного вождения, которые стали основой теории. При этом известный гонщик, инструктор, автомобильный журналист и эксперт Михаил Горбачев считает, что переводить американское «defensive driving» как «защитное вождение» не совсем корректно. По его мнению, это скорее осторожное, внимательное вождение, то есть безопасное. Горбачев полагает, что смысл защитного вождения (как его не назови) – это полный контроль над ситуацией на дороге. Водитель должен знать, что находится сбоку, слева, справа, сзади. Вот цитата из одного интервью Горбачева: «Что такое вождение автомобиля в потоке транспорта? Ну, это вообще-то так примитивно говоря, такой простой пример, это игра в салочки. Вас хотят осалить, а вы не должны даваться. Понимаете, если водитель видит заранее и исправляет ошибки других участников движения, то осалить его невозможно. Потому, что он контролирует ситуацию на несколько шагов всегда вперед. Он знает, что произойдет через буквально несколько секунд, и даже долей секунд. И получается, что водитель, который просто едет по дороге, и выполняет правила движения, это правильно абсолютно, я ничего не имею против, но он контролирует очень мало. У него мало информации, он не знает, как ее правильно собирать, как ее обрабатывать. Он ведет автомобиль не на подсознательном уровне, а пытается осмыслить все, что происходит, осмысливает очень долго потому, что вождение автомобиля должно происходить на подсознательном уровне. И все вот эти приемы безопасного вождения, они должны быть отработаны и записаны в биокомпьютер в голове, то все происходить должно само собой. И тогда у него не будет неожиданностей».

Однако для того, чтобы компьютер набрал достаточно информации для бессознательного вождения, сперва нужно узнать и осмыслить правила.

В дорожном движении есть три составляющих: сама дорога, автомобиль и водитель. Но именно водитель является главным источником риска, основной причиной аварий на дорогах. Автомобиль и состояние дороги способны лишь повышать риск аварий, однако виноват в них все равно водитель.

Причина проста – именно он, а не его транспортное средство, принимает решения на дороге. Так что же можно сделать, чтобы снизить риск попасть в ДТП?

Когда вы за рулем, важно сосредоточиться на самом важном задании – быть безопасным водителем. Проблема в том, что большинство людей даже не отдает себе отчет в том, как легко и быстро можно из хорошего водителя стать, к примеру, невнимательным и опасным для окружающих. Достаточно всего лишь начать щелкать кнопками радио, полезть доставать что-либо из сумочки или даже есть за рулем – все это отвлекает внимание от дороги.

Впрочем, чтобы отвлечься и существенно повысить риск попасть в аварию, вовсе не обязательно самому делать что-либо не то. Есть и другие факторы риска. Например, зашкаливающие эмоции. Или усталость, не позволяющая принимать правильные решения. Алкоголь, медицинские препараты, плохое самочувствие. Даже привычка крепко задумываться или мечтать за рулем могут превратить обычную поездку в игру со смертью.

И это не считая потенциальных ошибок других водителей, технических неисправностей в авто и не лучшего состояния дорог в нашей стране.

В прошлом году в Украине в автомобильных авариях погибло около трех тысяч человек. Не стать жертвой можно, но для этого нужно поменять мышление и стать из пассивного участника дорожного движения активным – то есть водителем, способным предугадывать опасные ситуации на дороге, а не просто на них реагировать.

Мы начинаем серию публикаций о защитном вождении, основанных на рекомендациях Роберта Шаллера, а также других американских специалистов и организаций.

Итак, правило номер 1. Будь внимателен!

«Я его не видел!» – одно из самых популярных оправданий после аварии. Был ли другой автомобиль невидимкой? В сущности, все аварии – результат невнимательности одного или обоих водителей. Невнимательность может быть вызвана сонливостью, усталостью, увлекательной беседой, «гипнозом автострады» и т. п.

Движущийся автомобиль накапливает огромную энергию. И только водитель в ответе за то, чтобы эта энергия не стала причиной гибели других людей или причиной повреждения их собственности. Неусыпное внимание позволяет видеть, распознавать и избегать опасностей, поджидающих в дороге. И это – три основных элемента защитного вождения. Главная черта хорошего водителя – бдительность. Важнейшая задача любого водителя – «смотреть в оба», поскольку ТОЛЬКО это дает время, необходимое для распознавания угрозы и уклонения от столкновения.

По статистике, большинство аварий случается недалеко от дома. Почему? Большую часть времени все водители ездят по собственному району. Недалеко от дома мы чувствуем себя комфортнее и теряем бдительность (причем остальные участники дорожного движения тоже). Знание местности провоцирует невнимательность.

Роберт Шаллер рекомендует провести на себе определенный тест: сесть за руль и попробовать сконцентрироваться исключительно на вождении. Заставить себя не думать больше ни о чем, а потом обратить внимание на то, далеко ли удалось уехать прежде, чем в голову пришло что-то другое. Многие не смогут и с парковки выехать! Опытным водителям не нужно думать о том, как вести машину. Мы делаем это “на автомате”, а мысли витают где-то там, в облаках. И от этого никуда не деться. Случалось ли вам доехать куда-либо, и вдруг понять, что задумались о чем-то своем так, что даже не помните, как здесь оказались?

Излечима ли это проблема? Внимание должно войти в привычку, но над этим нужно работать. Первое, что нужно сделать – это принимать осознанные решения – к примеру, не есть за рулем и вообще избегать всего, что отвлекает внимание от точки, куда едет машина. Специалисты рекомендуют объединить в единое целое сознание и глаза и постоянно анализировать, что именно видишь, пока ведешь машину. Шаллер называет это «ситуативной осведомленностью». Вождение автомобиля – самое опасное из всего, что большинство из нас когда-либо делали. Оно стоит предельной концентрации. Тренировка одной лишь этой привычки может сделать вас практически неуязвимым. Не совсем, но почти.

Специалисты давно подсчитали, что более 90 процентов всех ДТП можно было предотвратить, если бы один или оба участника ДТП были сконцентрированы на вождении автомобиля. Подумайте об этом в следующий раз, когда решите отвлечься.

Правило 2: Никому не доверяй!

Наш враг – это мы сами. Шаллер утверждает, что нельзя полагаться на действия других водителей. Он рекомендует вспомнить все ошибки, которые вы сами допустили за годы вождения. А заодно подумать о тех, которые допустите в будущем. Так вот: остальные водители тоже ошибаются время от времени. Не доверяйте им! Сидя за рулем, наблюдайте за другими участниками движения и оставляйте для себя достаточно места. Предугадывайте чужие ошибки и будьте готов к ним. В конечном итоге сосед по дороге обязательно ошибется. Потому что он такой же. Привычкой водить машину на «автопилоте» мы перекладываем контроль над своей машиной на плечи других водителей и оказываемся в их власти.

Будучи излишне доверчивыми, мы вверяем свою безопасность в чужие руки. Достоин ли сосед по дороге этого доверия? Каждые несколько минут в Украине происходит ДТП, что доказывает – доверия другие водители достойны вряд ли. Сосед по дороге может быть в каком угодно состоянии: пьяным, расстроенным потерей работы или любимой, подростком без прав.

Один из основных принципов защитного вождения – воспринимать каждый автомобиль как непредсказуемую угрозу и относиться к нему с недоверием.

Шаллер уверен – если каждый из нас примет как должное то, что все делают ошибки, то все мы станем водить осторожнее. Красный свет сам по себе не способен остановить резвого и наглого водителя. Со второстепенной дороги может выскочить «джигит».

«Ищи пустоты в колоннах автомобилей, которые могут быть результатом торможения водителя, помогающего кому-то перестроиться из соседней полосы (я лично видел три или четыре аварии за последние десять лет, которые случились именно по этой причине), – рекомендует Шаллер. – Есть и другие: кто-то забывает показывать повороты и перестроения в соседнюю полосу, а кто-то «висит на хвосте» у очередного «тормоза», плетущегося еле-еле в поисках нужного поворота – и он найдет этот поворот в самую последнюю секунду – и даст по тормозам. Можно представить себе множество других ситуаций. Будь к ним готов, будь готов с ними справиться».

Продолжение следует.