Продолжаем публикацию серии материалов о принципах и правилах защитного вождения, основанных на рекомендациях Роберта Шаллера, а также других американских специалистов и организаций. Ознакомиться с предыдущими частями можно здесь: Часть первая. Часть вторая. Часть третья. Часть четвертая. Часть пятая. Часть шестая. Часть седьмая. Часть восьмая. Часть девятая. Часть десятая. Часть одиннадцатая. Часть двенадцатая.

Сегодня поговорим о дистанции и безопасной рядности.

Правило 36. Соблюдайте правило «двух секунд»!

Роберт Шаллер рекомендует заботиться о своей безопасности, создавая открытое пространство вокруг автомобиля. Главное – не позволять другим участникам дорожного движения ограничивать вашу свободу передвижения. Принципы очень простые. Во-первых, избегайте нахождения в «мертвых зонах» других машин, старайтесь двигаться быстрее или медленнее, чтобы другой водитель при необходимости перестроения обязательно вас заметил. Во-вторых, не позволяйте прижиматься к себе сзади. Можете сменить полосу или снизить скорость, чтобы торопящийся обогнал вас и перестал притираться сзади.

И в-третьих, держите дистанцию в две секунды. Это очень просто. Отметьте точку, мимо которой проехал впереди едущий автомобиль – ей может стать любой неподвижный объект. Затем сосчитайте «одна тысяча один, одна тысяча два». Если вы проехали отмеченную точку раньше, чем закончился текст – притормозите, нужно увеличить дистанцию.

На скорости в 100 км/ч водитель успеет проехать от двадцати до сорока метров (а многим и этого не хватит), прежде чем поймет, что пора реагировать на непредвиденную ситуацию. Двухсекундная дистанция до автомобиля впереди означает, что у вас будет пятьдесят четыре метра на реагирование и маневр. Действовать тоже придется быстро, но этого при обычных условиях должно хватить.

Увеличить дистанцию нужно, если, к примеру, едете за транспортным средством с характеристиками, отличными от ваших – за мотоциклом или грузовиком. Мотоциклисты частенько останавливаются быстрее, а грузовики или прицепы закрывают обзор, не позволяя вовремя увидеть и распознать опасность. Скользкая дорога может увеличить тормозной путь в разы, так что оставляйте больше места. Восемь или даже десять секунд – вполне разумная дистанция на скользкой дороге.

Также увеличьте дистанцию до четырех секунд, если кто-то прижимается сзади. Ведь если придется тормозить, у вас будет достаточно времени и пространства, чтобы «висящий на хвосте» не ударил машину сзади. Вы обязаны добавить его время реакции к своему, потому что в подобной ситуации требуется больше пространства.

Эксперты считают ошибочной точка зрения, что в плотном потоке невозможно соблюсти достаточную дистанцию. Обычно водители даже не пытаются, потому что думают, будто другие начнут менять полосу у них перед носом и заполнять свободное пространство. Это не совсем так, и плотный поток – как раз один из случаев, в котором каждому водителю нужно дополнительное пространство. Если другие автомобили вклиниваются прямо перед вами – притормозите и восстановите дистанцию! Забудьте о своем самолюбии, ведь на самом деле важна исключительно безопасность. Роберт Шаллер как-то подсчитал, как много автомобилей влезло передо ним на пролете в 24 км городской автострады, в час пик. Это случилось всего лишь три или четыре раза. Попробуйте использовать метод двух секунд даже в плотном потоке. Можно ехать со скоростью на пару километров медленнее основного потока, тогда он будет удаляться, помогая соблюдать дистанцию. Времени вы потеряете совсем немного, зато сможете сохранить безопасность. Держитесь правой полосы – и тогда спешащие водители легко смогут вас обойти.

Обращайте внимание на автомобили справа и слева, старайтесь регулировать скорость так, чтобы вас не окружали со всех сторон.

Соблюдайте дистанцию даже на светофоре или в случае остановок в «пробке». Останавливайтесь так, чтобы видеть целиком задние колеса переднего автомобиля. Тогда у вас будет возможность вывернуть руль и уехать, если машина перед вами вдруг заглохнет или сломается, а также оставите себе поле для маневра на случай опасности сзади.

Инструкторы по вождению учат держать дистанцию. Несоблюдение дистанции – причина едва ли не половины ДТП.

Любители «повиснуть на хвосте» обычно плохо оценивают дорожную остановку и подвергаю опасности себя и других. Если такой не дает вам покоя и притирается к заднему бамперу, пытаясь совершить обгон – снизьте скорость и позвольте ему это сделать. Можно перестроиться вправо или даже остановиться на обочине – что угодно, лишь бы сохранить свою безопасность. Помните, что жизнь дороже самолюбия. Не вздумайте бить по тормозам, чтобы «стряхнуть его с хвоста». Это может разозлить преследователя еще сильнее и закончиться плохо.

Правило 37. Держитесь среднего ряда!

Если есть возможность выбирать, ехать по трассе или городской улице, стоит выбирать трассу – здесь вероятность аварии ниже из-за отсутствия перекрестков.

Эксперты полагают, что самая безопасная полоса – средняя. Многие инструкторы учат двигаться исключительно в правой полосе, поскольку здесь скорости ниже. Однако они не учитывают тот фактор, что вблизи въездов и выездов с автотрассы правая полоса становится подобием перекрестка, что существенно увеличивает вероятность аварии.

В левой полосе опаснее из-за скоростей, авария тут окажется куда более серьезной. Мало кто помнит о том, что понятия «высокоскоростная полоса» в ПДД не существует и превышать скорость в ней нельзя даже во время обгона.

Эксперты рекомендуют держаться среднего ряда и выбирать такую скорость, чтобы вокруг машины сохранялась «прослойка безопасности». Когда есть по одной или более полос справа и слева, остается больше вариантов для маневра в случае опасности.

Правило 38. Избегайте полос реверсивного движения!

Полосы реверсивного движения предназначены длятого, чтобы разгрузить дороги в час пик. Эксперты по безопасности движения рекомендуют избегать выезда на эти полосы. Причин тому сразу несколько.

Во-первых, полосы реверсивного движения обычно уже обычного, а это дополнительный риск, учитывая отсутствие отбойников. Во-вторых, у многих водителей включается режим «туннельного зрения», когда они не видят дорожных знаков и могут нырнуть в реверсивную полосу, когда она движется в другом направлении.

Безопасных нам дорог!

 Продолжение следует.