Продолжаем публикацию серии материалов о принципах и правилах защитного вождения, основанных на рекомендациях Роберта Шаллера, а также других американских специалистов и организаций. Ознакомиться с предыдущими частями можно здесь: Часть первая. Часть вторая. Часть третья. Часть четвертая. Часть пятая. Часть шестая. Часть седьмая. Часть восьмая. Часть девятая. Часть одиннадцатая. 

 

Сегодня мы поговорим о правилах защитного вождения для мотоциклистов и велосипедистов. Многие автомобилисты бывают порой в статусе и тех, и других, поэтому давайте вспомним о безопасности в весенне-летний период.

 Правило 31. Мотоциклист – защити себя!

Разговоры о том, стоит или не стоит надевать шлем, всегда вызывали горячие дискуссии между сторонниками и противниками шлемов. Мнение специалистов по защитному вождению – шлем обязателен, ведь несовместимую с жизнью травму головы можно получить на скорости в пару километров в час, а то и просто сверзившись со стоящего железного коня.

Разумеется, шлем – не панацея, впрочем, как и любое другое средство безопасности. При столкновении с автомобилем незначительная авария может стать смертельной, однако шлем, защита для глаз, правильная одежда и прочие средства безопасности существенно увеличивают шансы на благополучный исход.

Все мы видим по городу гоняющих без шлемов мотоциклистов. Или же их пассажиров, которые уверены, что шлем не нужен, если тут два километра проехать. Тут все так же, как и с ремнями безопасности, которые многие не пристегивают, когда ехать недалеко. Если вы читали предыдущие наши выпуски, то помните, что львиная доля аварий случается возле дома, где все знакомо, а водитель зачастую расслаблен и не слишком-то сосредоточен на дороге. С мотоциклами то же самое. Не бывает абсолютно безопасного участка дороги, даже длиной в сто метров. Дорога – это всегда масса переменных. Пристегивайтесь. Надевайте шлем. Всегда. Говорите об этом другим. Самые простые средства безопасности спасают жизни.

Также помните о том, что автомобилисты бывают невнимательны и могут не услышать рев вашего «коня», если в салоне, к примеру, громко играет музыка. Или же водитель разговаривает по телефону. Или по еще сотне причин. Воздерживайтесь от резких маневров, рассчитывайте на то, что автомобиль может перестроиться на соседнюю полосу, не включив поворотник, или резко затормозить. Раз уж ваши скорости в плотном потоке машин выше – то и думать вам приходится в два раза быстрее и за всех участников дорожного движения сразу. Если не хочется или сложно – стоит перестроиться в правую полосу и сбросить газ.

Правило 32: Учись ездить на велосипеде правильно

Первое правило то же – берегите голову. Крошечная выбоина на дороге может закончиться серьезной травмой головы. Согласно американским исследованиям, шлем мог предотвратить порядка 85% подобных травм, если бы пострадавшие не забыли его надеть.

Велосипедисты практически не видны в темное время суток. Всем доводилось встречать таких смельчаков – без фонариков, одетых во все черное. Чаще всего они не отдают себе отчет в том, что невидимы на дороге. Надевайте яркую, лучше светоотражающую одежду, пользуйтесь отражающими полосками, устанавливайте рефлекторы и фонарики на велосипед. Пульсирующие фонарики на батарейках («стробы») обеспечивают заметность лучше всего остального. Думайте о том, на каком расстоянии вас выхватит свет фар, ездите так, чтобы вас видели.

Помните о том, что пешеход, сбитый вами велосипедом на тротуаре сегодня, завтра может сесть за руль автомобиля и сделать то же самое с вами. Уважайте пешеходов. Сбавляйте скорость, приближаясь к ним. Вежливо предупреждайте о своем приближении и объезжай на достаточном расстоянии. Уважайте и автомобилистов. Подавайте сигналы руками и старайся не мешать им. Соблюдайте ПДД, когда едешь по дороге. Помните о том, что велосипедисты особенно уязвимы.

Принципы защитного вождения велосипеда такие же, как и автомобиля. Будьте предельно внимательны. Оценивайте дорожную ситуацию и старайтесь не отвлекаться. Задействуйте все органы чувств, поэтому никаких плееров и мобильных телефонов – это плохо заканчивается.

Маневрируйте с умом. Будьте предсказуемы. Часто велосипедисты получают травмы, когда едут против потока и врезаются в машину, поворачивающую направо – водитель не смотрит направо, а лишь налево, высматривая «окно» в потоке машин. Вполне вероятно, что он так и не посмотрит направо, пока не услышит, как велосипед бьется о правое крыло машины.

Занимайте весь ряд, если это продиктовано соображениями безопасности. Велосипедисты обязаны держаться правого края дороги. Но если дорога настолько узкая, что обгон машиной велосипедиста попросту опасен, то последний должен занять ряд, чтобы уберечь себя от шумахеров, которым плевать на его безопасность. Гляньте через левое плечо и сместитесь влево на четверть или на треть ширины ряда, а когда дорога станет достаточно широкой – передвиньтесь обратно к правому краю. Поступайте точно так же при виде опасности на дороге. Высматривайте железнодорожные рельсы, мусор на асфальте, неровности, щебень и припаркованные машины, которые могут неожиданно выехать или открыть двери. Будьте готовы объехать препятствие, но не забывайте перед этим «проверять шесть часов», то есть смотреть назад.

И, наконец, будьте осторожны, поворачивая налево. Велосипедистам разрешается въезжать в поток для выполнения поворота налево, но это довольно опасный маневр. Вместо этого можно продолжить движение дальше через перекресток, а там спешиться и перейти по зебре на другую сторону улицы, после чего забраться на велосипед и поехать дальше. В любом случае, не забывайте осматриваться – городские перекрестки опасны, и особенно для велосипедистов.

Простые правила: берегите голову, будьте заметны и благоразумны.

Правило 33. Уважайте двухколесных

Когда человек садится на велосипед, у него появляется проблема – автомобилисты, считающие, будто он не имеет права находиться на проезжей части. Будучи водителями, мы обязаны уважать всех участников дорожного движения, и велосипедисты имеют право находиться там по закону.

Многие автолюбители вообще не думают о велосипедах и часто даже не видят их. Высматривайте двухколесных в тех местах, где они могут появиться. Особенно внимательно на перекрестках – там могут быть ребята, игнорирующие сигналы светофора, выполняющие развороты на проезжей части или совершающие хаотичные перестроения.

Велосипедисты получают травмы и частенько погибают от того, что едут в неправильном направлении (против движения потока машин). Когда выезжаете из переулка или парковки и собираетесь повернуть направо – посмотрите направо ДО выезда. Обычно мы смотрим только налево, высматривая окно в потоке, а это приводит к многочисленным травмам и даже летальным исходам.

Велосипедные дорожки предназначены для велосипедистов, так что не надо на них заезжать или парковаться. Будьте особенно внимательны, когда видите, что велосипедист собирается въехать в поток машин при приближении к перекрестку. Уступайте велосипедам дорогу так же, как если бы они были автомобилями – правила те же. Не прижимайтесь к ним, не подрезайте. Припарковавшись у обочины дороги и собираясь открыть дверь – оглянитесь и убедитесь, что в эту дверь никто не врежется.

Не вздумайте сигналить, пытаясь согнать велосипедиста с дороги. От неожиданности тот может потерять управление или выехать на дорогу. Не забываем, что двухколесные тоже имеют право находиться здесь, поэтому обгоняйте их, только убедившись, что обгон никому не мешает и безопасен. Объезжать велосипедистов стоит на достаточном расстоянии, не подвергая их жизнь опасности. Рекомендуемое расстояние между машиной и велосипедом – полтора метра (а для очень большой машины – еще больше). Видите, что места для обгона недостаточно? Значит, следуйте за ним на безопасном расстоянии, пока такая возможность не появится.

Оставляйте велосипедистам достаточно места для объезда препятствий. Частенько на пути у них валяется мусор, битое стекло и тому подобное. Могут стать проблемой канализационная решетка или водосточная канава. Мусор обычно собирается у края дороги и посредине ее, относимый ветром и отбрасываемый колесами, после чего скапливается под стенами, оградами и бордюрами тротуаров. Велосипедисты могут вырулить на дорогу, чтобы объехать этот мусор, и они имеют полное право занять ВЕСЬ ряд в случае необходимости. Предусматривайте эту возможность, сбавьте скорость, и дайте им больше пространства для маневра. Помните и о железнодорожных путях – велосипедист может выехать на дорогу, чтобы их пересечь.

Мотоциклистов это тоже касается. Не забывайте о том, что в плотном потоке мотоциклы часто едут между рядами и резко маневрируют. В весенне-летний период всегда смотрите в зеркало ДВАЖДЫ перед тем, как сместить машину, ведь мотоциклист может появиться будто бы ниоткуда. Высматривайте двухколесный транспорт на перекрестках и давайте проехать, поскольку для них любая авария окажется куда серьезнее, чем для вас.

Делить дорогу с велосипедистами и мотоциклами совсем нетрудно, просто нужно думать головой и проявлять элементарную вежливость. Уважайте двухколесных участников дорожного движения.

Безопасных нам дорог!

Продолжение следует.