Продолжаем серию материалов о принципах и правилах защитного вождения, основанных на рекомендациях Роберта Шаллера, а также других американских специалистов и организаций. Первую часть читайте здесь.

Правило 3: Уступи дорогу!

Роберт Шаллер настаивает: если сомневаетесь, у кого приоритет в проезде того или иного перекрестка – уступите дорогу. Неважно, пусть даже пропустите другую машину зря. Если рассматривать дорогу не с точки зрения ПДД, а с точки зрения защитного вождения, то ни у кого нет приоритета в проезде, пока ему его не предоставят. Дело вовсе не в правилах, а в выживании. Правила могут быть поняты неправильно любым участником дорожного движения. Не уверены, кто должен проехать первым? Видите, что сомневается сосед по дороге? Уступите дорогу. В вопросах безопасности важен не принцип, а результат. Защитное вождение подразумевает сохранение здоровья и жизни, а значит, несколько потерянных секунд не имеют никакого значения.

Дополнительно специалисты рекомендуют при поворотах и пересечении перекрестков не забывать:

  •  Снизить скорость;
  •  Пропустить всех, кто заканчивает маневр;
  •  Внимательно посмотреть по сторонам, особенно тщательно высматривая мотоциклистов, велосипедистов и пешеходов, которые могут «прятаться» за стойками, оказываясь в «мертвой зоне», или выскакивать из-за стоячих автомобилей.

Правило 4: Не торопись

Следующий совет Шаллера призывает всегда осмотрительно выбирать скоростной режим. Он уверяет: излишне высокая скорость, во-первых, крадет у вас время на реагирование, а во-вторых, увеличивает кинетическую энергию, что освобождается при столкновении. А теперь нужно ответить себе самому на вопрос, стоит ли риска желание немного погонять?

Специалисты утверждают, что спорить с законами математики и физики совершенно бесполезно. Чем выше скорость – тем меньше шансов вовремя среагировать на опасность. Среднее время реагирования – 0,75-1,5 секунды и на скорости 80 км/ч, дистанция реагирования составляет приблизительно 25 метров, а на скорости 110 – уже 25. Это лишь время реагирования, а не тормозной путь, который считается отдельно. То есть в пределах дистанции реагирования при появлении неожиданной опасности затормозить, к примеру, вы уже не успеете. А сможете лишь крутнуть рулем в произвольном направлении, последствия чего не поддаются прогнозированию. Возможно, удастся избежать теплой встречи с другим автомобилем или отбойником. Возможно – нет.

Эксперты по автомобильной безопасности заверяют, что на темной дороге даже 80 км/ч – много, поскольку свет фар слишком поздно выхватывает опасность.

Специалист советует задаться вопросом, на какой скорости вы предпочли бы врезаться в кирпичную стену – 10 км/ч или 100 км/ч? Ответ можно не озвучивать. Чем выше скорость – тем сила удара разрушительнее. Нагруженный полуприцеп на скорости 100 км/ч развивает порядка 9 мегаджоулей энергии. А незакрепленное в машине тело могло бы удариться о лобовое стекло с силой около 22 килоджоулей, если бы автомобиль врезался в неподвижный объект – скажем, в дерево.

Принцип защитного вождения – это выбор скорости, максимально соответствующей потоку движения без превышения установленной законом скорости. Если поток идет с превышением скорости – стоит держаться правее и не мешать остальным.

Специалисты советуют помнить, что превышение скорости чаще всего не дает существенного выигрыша во времени. Особенно в черте города, где много светофоров и существенные ограничения скоростного режима. Пожалуй, каждый из встречался на светофоре с торопыгой, обогнавшим нас чуть раньше? Или на заправке – с лихачом, пролетевшим мимо по левой полосе.

Экономия времени даже на пролетах между городами исчисляется минутами, а не часами – если ехать 100 км/час или, к примеру, 140. А шансов доехать живым и здоровым при этом значительно больше.

Правило 5: Не садись за руль в плохом состоянии

Шаллер определяет термин «плохое состояние» как присутствие фактора, снижающего способность уверенно управлять автомобилем.

В первую очередь, алкоголь – он действует как успокоительное, поэтому с первого глотка влияет на физиологию, угнетает физические и психические функции. Самое страшное, что влияет он именно на те навыки и способности, которые нужны для управления автомобилем, а именно: замедляет принятие решений, ухудшает зрение и мультизадачность. Алкоголь замедляет сознание и двигательные функции. Время реагирования резко увеличивается, соответственно, на скорости 110 км/ч это выльется в дополнительные 30 метров. Они могут оказаться решающими.

Специалисты по защитному вождению в первую очередь говорят о персональной ответственности. Только мы сами можем ответить себе на вопросы, нормально ли себя чувствуем, выспались ли, ничего ли не болит, не мешают ли вести машину вчерашний алкоголь или сегодняшние лекарства?

Шаллер уверен, что если бы каждый из нас (1) соблюдал скоростной режим; (2) был внимателен; (3) не садился за руль в плохом состоянии; и (4) пристегивал ремень и использовал другие системы безопасности, такие как воздушные подушки и антиблокировочную тормозную систему, то в ДТП никто и никогда бы не погибал. Достаточно ввести в привычку всего четыре правила – и можно было бы спасти тысячи жизней. Сосредотачиваться на дороге, следить за скоростью, садиться за руль только когда в форме, научиться пользоваться системами безопасности – вот они, четыре кита защитного вождения.

Кстати, согласно данным нового исследования Американской автомобильной ассоциации, люди, которые недополучили всего несколько часов сна, серьезно увеличивают риск попасть в смертельную автомобильную аварию. Чем дольше человек не спит, тем опаснее становится на дороге. Всего трехчасовой недосып увеличивает риск ДТП в четыре раза.

Вождение в сонливом состоянии – серьезная проблема. Усталость – причина каждой пятой смертельной аварии в США. По данным центра по контролю за заболеваниями, это сравнимо с ущербом от невнимательного вождения. При этом вождение в пьяном виде – причина лишь каждой третьей смерти на дороге. Специалисты отмечают, что 35% взрослых не добирают рекомендованные семь часов ночного сна.

«Нельзя недосыпать и ожидать способности безопасно управлять машиной, – говорит доктор Дэвид Янг, исполнительный директор Американской автомобильной ассоциации за безопасность дорожного движения. – Наши новые исследования демонстрируют, что у водителя, спавшего менее пяти часов, риск попасть в аварию сравним с водителем, севшим за руль пьяным».

Хорошая новость состоит в том, что подавляющее большинство опрошенных водителей считают вождение в состоянии недосыпа неприемлемым. 97% водителей сказали, что сонливость на дороге опасна. Плохая же новость в том, что – как и большинство других опасных действий на дороге – водители все равно делают это. Каждый третий признался в том, что садился за руль сонным по меньшей мере один раз за минувший месяц.

И из этого следует еще одно правило защитного вождения:

Правило 6. Отдыхай!

Статистика ДТП показывает, что многие аварии – результат усталости водителя. Можно даже сказать, где такие аварии случаются – обычно на междуштатных автострадах, в десяти-пятнадцати часах езды от больших городов.

Переутомление ухудшает координацию и способность выполнять несколько задач одновременно, а ведь это самые важные характеристики для водителя, особенно на высоких скоростях.

«Это, конечно, здорово, что ты обожаешь кататься и готов вставать ради этого в самую рань, но имей в виду – твое следующее путешествие может и не состояться, если ты плохо будешь отдыхать в ЭТОМ путешествии», – пишет Шаллер. – Иногда меня клонит в сон, особенно теплым летним утром после завтрака. В таких случаях я нахожу тенистое место и кемарю какое-то время. Десяти минут подобного отдыха бывает достаточно, но, как правило, на это уходит двадцать-тридцать минут. Не садись за руль, если чувствуешь, что одолевает дремота. Ты можешь заснуть и не заметить этого, а проснуться только когда машина въедет в придорожную грязь. В этот момент многие водители приходят в себя и слишком резко дергают руль, автомобиль может даже перевернуться, да так, что вылетят пассажиры. Это одна из самых опасных аварий, и номер один в списке смертельных аварий (авария с участием одной машины, съехавшей с дороги».

Шаллер советует пить кофе только с утра и закругляться, когда начинают серьезно уставать глаза. Его основной совет – правило «десять на два» – после каждых двух часов поездки необходимо сделать десятиминутный перерыв. Чтобы избежать «гипноза автострады», можно еще играть в игры или стараться занять свой мозг чем-нибудь, в качестве превентивной меры.

Американские специалисты по безопасному вождению определили симптомы усталости, при которой нужно срочно останавливаться:

  • Глаза закрываются или теряется фокус зрения
  • Становится трудно держать голову
  • Одолевает постоянная зевота
  • Мысли становятся путанными и рассредоточенными
  • Не помнишь, как проехал последние несколько миль.
  • Тяжело держаться в рамках одной полосы
  • Не замечаете дорожные знаки или замечаете в последнюю секунду
  • Ловите колесами обочину, не замечая этого

Кто в зоне риска?

Все водители, которые:

  • Недоспали или устали
  • Ведут машину на дальнее расстояние без перерывов на отдых
  • Едут ночью или в то время, когда обычно спят
  • Принимают лекарства, которые повышают сонливость, или приняли алкоголь
  • В машине в одиночестве
  • Долго ведут машину по скучным и однообразным сельским дорогам
  • Часто путешествуют, например, мотаются по командировкам или живут в дальнем пригороде
  • Молодежь. Аварии, связанные с недостатком сна, чаще случаются с молодыми людьми, которые чаще мало спят и водят машину ночью
  • Сменные работники – водители, у которых нетрадиционный рабочий график, чаще попадают в аварии из-за усталости
  • Люди с недиагностированными расстройствами сна

Как снизить риски?

Перед тем, как отправиться в дальнюю поездку:

  • Выспитесь
  • Постарайтесь взять с собой компаньона
  • Распланируйте остановки каждые сто миль или два часа
  • Избегайте алкоголя и медикаментов, которые снижают внимание. Поговорите с врачом о препаратах, которые принимаете
  • Не садитесь за руль, если больны или очень устали. Не садитесь за руль в течение 15 минут после пробуждения

Если чувствуете сонливость

  • Признайтесь самому себе, что начинаете засыпать
  • Не полагайтесь на радио, открытое окно и другие «трюки», якобы позволяющие не заснуть за рулем
  • Найдите подходящее место и остановитесь, чтобы отдохнуть
  • Если наваливается сон, остановитесь и поспите от 15 до 45 минут
  • Выпейте кофе или что-то еще, содержащее кофеин, чтобы взбодриться на время. Учитывайте, что кофеин попадает в кровь только через полчаса

Продолжение следует.