27.09.2019 Статьи

Продолжаем публикацию серии материалов о принципах и правилах защитного вождения, основанных на рекомендациях Роберта Шаллера, а также других американских специалистов и организаций. Ознакомиться с предыдущими частями можно здесь: Часть первая. Часть вторая. Часть третья. Часть четвертая. Часть пятая. Часть шестая. Часть седьмая. Часть восьмая. Часть девятая. Часть десятая. Часть одиннадцатая. Часть двенадцатая. Часть тринадцатая. Часть четырнадцатая.

Сегодня поговорим о проезде перекрестков.

Правило 41. Поворачивай налево правильно

Один из самых опасных маневров на дороге – левый поворот на регулируемом перекрестке. Но риски снизить можно, как и контролировать ситуацию. Главное – понять, в чем заключается опасность.

Прежде чем выехать на перекресток, посмотрите налево и убедитесь, что поперечный поток точно остановился – основная угроза в данный момент исходит от тех, кто пытается проскочить на красный. Поэтому посмотрите налево, налево, затем направо и обязательно еще раз налево. Обычно летящий на красный лихач появляется в течение первых четырех секунд после смены сигнала. Постарайтесь не подставиться под летящий на красный автомобиль.

Безопаснее всего разъезжаться с теми, кто тоже поворачивает налево во встречном потоке, «спина к спине», то есть левыми бортами. Лицом к лицу (правыми бортами) это можно делать исключительно на узких однополосных перекрестках, где есть хорошая обзорность и можно посмотреть в глаза второму водителю.

Не тормозите и, убедившись в отсутствии лихачей в поперечном потоке, выезжайте на перекресток. В противном случае вы задерживаете стоящих за вами водителей.

Оказавшись на середине перекрестка, уступите дорогу всем машинам из встречного потока, даже если они едут на красный.

А теперь самое важное: если вы не видите, что происходит во ВСЕХ рядах встречного потока – стойте на месте. Одна из основных причин аварий на перекрестках в нашей стране – это левый поворот вслепую. Многие водители любят проскакивать на желтый и добавляют газ, оказываясь на перекрестке уже на красный. Если вы не видите, что творится в крайнем левом ряду из-за поворачивающих налево встречных машин, стойте на месте. Серьезно, это простое правило спасает жизни.

Никогда не поворачивайте колеса в направлении поворота до начала движения. Если вас вдруг ударят в задний бампер, машина по инерции вылетит наперерез встречному потоку. Поэтому ожидая возможности повернуть, держите колеса прямыми.

И еще один лайфхак. Если движение интенсивное, ряд для поворачивающих налево забит и закончить поворот в течение одного-двух, а то и трех циклов смены сигнала не удастся, подумайте – может стоит проехать перекресток сейчас и затем выполнить три правых поворота? Порой так даже быстрее и точно безопаснее.

Правило 42: Поворачивая направо, посмотри направо

Поворачивая направо, водители поворачивают голову налево, высматривая окно в потоке – и становятся угрозой для велосипедистов.

Частенько велосипедисты едут по неправильной стороне улицы, хотя рекомендуемое направление по ходу движения транспорта. И вот, представьте себе – едете это вы навстречу потоку машин, а вдруг некое авто
выруливает с парковки супермаркета, на секунду останавливается перед тротуаром, смотрит налево и трогается с места, чтобы повернуть направо и ехать дальше. Возможно, торопится, поскольку слева приближается машина. И только начинает движение, как невесть откуда взявшийся велосипедист врезается ему в правое крыло, перелетает через капот и оказывается под колесами другого автомобиля. Кстати, это одна из самых частых причин гибели велосипедистов.

Есть шанс сбить и вполне добропорядочного пешехода.

Большинство водителей в курсе, что, выезжая из парковки или переулка, а также пересекая тротуар нужно остановиться. Но далеко не все понимают, насколько опасно не глянуть в ОБЕ стороны. Например, на дороге с односторонним движением, где, казалось бы, никто не может ехать навстречу. Вырабатывайте в себе привычку смотреть в обе стороны вне зависимости от того, может оттуда кто-нибудь ехать или нет. Можно еще и наверх посмотреть, мы ведь в Украине.

Правило 43. Приближаясь к перекрестку, прижмись правее

Будучи на дороге, очень важно оставаться видимым и не рассчитывать на внимательность других водителей.

Когда вы подъезжаете к забитому перекрестку, нужно помнить, что автомобили из встречного потока (особенно поворачивающие налево) могут вас не заметить. В густых сумерках и темноте у многих водителей есть проблемы с так называемым «ощущением глубины», когда сложно выделять отдельные авто в свето-тенях. Более того, выстроившийся на левый поворот авто могут скрыть от встречки ваше авто. Особенно аварийно-опасной ситуация становится в сумерках или когда солнце за спиной.

Поэтому эксперты по защитному вождению рекомендуют смещаться вправо, чтобы лучше выделяться на общем фоне. Так вы становитесь видимее для встречного потока.

Смотрите на передние колеса встречного авто. Если оно вас все равно не видит и начинает наперерез поворачивать налево, вы увидите это по вывороту колес и успеете притормозить.

Все эти советы помогают избежать львиной доли случайных аварий на перекрестках.

Правило 44: Умей останавливаться

Проезжающие на красный свет и знак STOP виновны во многих авариях с летальным исходом. Научитесь останавливаться и не позволяйте включаться «автопилоту». В предыдущих выпусках мы уже писали о том, что большинство аварий случается недалеко от дома и происходит это по двум причинам. Во-первых, чаще мы ездим неподалеку от дома, а во-вторых, приближаясь к дому, непроизвольно ослабляем внимание и включаем «автопилот» – и это очень опасная привычка.

Останавливайтесь на знак STOP – всегда, даже если видимой угрозы нет. Зафиксируйте взгляд на неподвижном предмете, чтобы убедиться в полной остановке. Довольно часто случается так, что водитель, обязанный остановиться на знак STOP или уступить дорогу на соответствующем знаке, забывает соединить зрение и сознание в единое целое и проанализировать, что именно он сейчас видит. А потому выезжает наперерез.

Правило 45. Не пытайся проскочить на красный

Проезд на красный – бич современных дорог. Подобные инциденты делятся на два типа: в первом случае водитель просто зазевался и не обратил внимания на светофор, а во втором – дал газу на желтый, чтобы не ждать, когда загорится зеленый. Но стоит ли сэкономленная минута риска для жизни? Самые трагичные аварии часто происходят из-за попытки проскочить. Достаточно вспомнить дело Зайцевой и сотни других, менее скандальных. Проезд на красный свет – причина гибели сотен человек ежегодно. Помните и том, что движение на желтый запрещено и приравнивается к движению на красный. В пункте 8.11 ПДД есть исключение, касающееся экстренного торможения, но даже с его учетом помните, что трогаться на желтый нельзя никогда. И при возникновении желания проскочить помните, что если вы проезжаете стоп-линию на желтый, то на перекрестке вы окажетесь уже на красный, а с другой стороны может быть такой же «джигит», рванувший на желтый. Обычная скорость на перекрестке составляет до 80 км/час. Столкновение под прямым углом – одно из самых опасных, поскольку в этом случае ремни и обычные подушки безопасности (выстреливающиеся из передней панели и руля) практически бессильны.

Будьте осторожны, подъезжая к перекрестку. Загорелся желтый – остановитесь. Горит зеленый – посмотри налево, затем направо и ЕЩЕ РАЗ налево, чтобы не столкнуться с проехавшим на красный свет (даже пересекая улицу с односторонним движением, потому что кто-то может ехать в неправильном направлении, да еще и на красный)! Кстати, такие нарушители часто движутся с превышением скорости – учитывай этот факт. Проезд на красный свет слишком опасен – и для вас, и для других. И не имеет значения, торопитесь вы или нет. От момента, когда уже никто никуда не торопится, вас отделяет всего одна секунда и одно неправильное решение.

Безопасных нам дорог!

Продолжение следует.