Продолжаем публикацию серии материалов о принципах и правилах защитного вождения, основанных на рекомендациях Роберта Шаллера, а также других американских специалистов и организаций. Ознакомиться с предыдущими частями можно здесь: Часть первая. Часть вторая. Часть третья. Часть четвертая. Часть пятая. Часть шестая. Часть седьмая. Сегодняшний выпуск посвящен правилам защитного вождения в плохую погоду, ведь в Киеве уже выпал первый снег.

Правило 24: Не гони на скользкой дороге!

Специалисты по защитному вождению говорят о том, что только неопытные, «зеленые» водители позволяют себе такую беспечность, как гонять по скользкой дороге. Профессионалы ведут себя иначе. Однако всегда найдется любитель пощекотать себе и другим нервы, летящий в условиях плохой видимости по скользкой дороге.

В наших широтах очень опасна, к примеру, погода, при которой выпадает «ледяной дождь»: вода, едва касаясь любых поверхностей, превращается в лед. Впрочем, для резкого увеличения количества аварий достаточно и легкого дождика – все мы отлично знаем, что Киев замирает в пробках, стоит дороге хоть слегка увлажниться от дождя или снега.

Роберт Шаллер напоминает, что управляемость автомобиля зависит от четырех «пятен контакта» колес с асфальтом. Если дождевая вода попадает между покрышкой и дорогой, то сцепление нарушается. Это называется – «аквапланирование» (или «глиссирование») и возникает в случае, если канавки на покрышках не могут справиться с объемом вытесняемой воды. Тогда колесо «взбирается» на слой воды и скользит – едет уже не по асфальту, а по воде. Чаще всего машина начинает глиссирование, когда на большой скорости въезжает в лужу. В сильный ливень вся дорога превращается в большую лужу. На сухой дороге отсутствие рисунка на протекторе даст вполне нормальное сцепление, однако попади между таким колесом и дорогой вода – и автомобиль начинает скользить, будто на коньках. Существуют покрышки, рекламируемые как «дождевые» – у них очень глубокие, объемные канавки, способные выдавить и отвести от «пятен контакта» большие объемы воды.

Во время аквапланирования автомобиль теряет сцепление с дорогой и продолжает двигаться в исходном направлении, независимо от того, куда вы дергаете руль. Вероятность аквапланирования повышает с увеличением скорости и до 55 км/час является низкой.

Не гоните по мокрой дороге! Если вовремя не снизить скорость до безопасной, то первым тревожным признаком станет затягивание машины в более глубокое место и постепенный выход ее из-под контроля. Или же, на подъезде к повороту, вы почувствуете, что машина стала плохо слушаться руля. На прямом участке дороги короткие движения рулем дадут понять, началось ли гидропланирование или все в порядке. На искривленном участке дороги делать этого не стоит. Еще один способ – посмотреть в зеркало заднего вида на следы от колес, если позволяет видимость. Вы должны увидеть в нем четкие полосы на мокром дорожном покрытии, а также даже заметить рисунки протекторов на асфальте в течение нескольких секунд, прежде чем вода снова их не скроет. Напомним, отсутствие гидропланирования означает, что канавки на покрышках отводят всю воду, прежде чем она попадет между колесом и дорогой. Если рисунок протектора не виден на дороге четко – сбавьте скорость, поскольку, возможно, машина уже не едет, а плывет.

Если же неприятность все же случилась – не трогайте тормоза. Замедляйте ход, аккуратно приподнимая ногу над педалью газа и выжимая сцепление (на механике) или же просто плавно отпустив газ (на коробке автомат) – позвольте автомобилю «приплыть» к той точке, в которой глиссирование прекратится. Шаллер не рекомендует ставить машину на нейтральную передачу (в том числе на коробке-автомат) – по той же причине, что и при движении под уклон. Единственный способ без последствий выйти из аквапланирования – не совершать никаких резких движений: не давить на тормоз и не дергать рулем, ведь он все равно не работает.

Но защитное вождение подразумевает не так правила выхода из кризисных ситуаций, как правила избегания их.

Глиссирование можно предотвратить. Следите за состоянием протекторов на машине, снижайте скорость во время дождя (как минимум на треть) и, если идете за другой машиной, – старайтесь попадать в следы от ее протекторов, так колесам будет меньше работы по вытеснению воды.

На снегу скорость нужно сбрасывать вдвое. А когда гололед, нет ничего зазорного в том, чтобы ползти по-черепашьи.

Помните, мы уже писали о правиле соблюдения дистанции в две секунды? Это когда вы запоминаете определенную неподвижную точку на обочине, которую проезжает впереди идущая машина, а потом отсчитываете две секунды прежде, чем ее минует ваш автомобиль. Так вот на скользкой дороге это время следует увеличить минимум вдвое. Вы везде успеете, не стоит торопиться.

Перед наступлением зимы обязательно работоспособность дворников, уровень всех жидкостей, в том числе антифриза и омывателя, состояние аккумулятора, состояние фар.

Не забывайте также еще внимательнее следить за состоянием протекторов и давлением в шинах. Когда скользко, одна-единственная ошибка может стать фатальной.

Правило 25. Научись справлять с заносами!

Как не попасть в занос? Вообще говоря, лучший способ избежать проблем на дороге (и касается не только заносов) – это водить «плавно». Профессионалы водят так, что пассажир практически ничего не чувствует во время поворота или торможения. Планируйте свои действия, глядите в оба и сбавьте скорость, особенно если едете по незнакомой дороге. В подавляющем большинстве случаев заносы случаются от того, что автомобиль едет быстрее, чем позволяют дорожное покрытие и погода.

Будьте особенно осторожны на гололеде. Однако помните и о том, что настоящая причина любого заноса – это ошибка водителя. Попробуйте резко крутануть руль, войти в поворот на высокой скорости или переборщить с ускорением или торможением – и у вас появится реальная возможность попрактиковаться в выходе из заноса!

Позаботьтесь также о том, чтобы тормоза всегда были исправны и отрегулированы, так как поперечный дисбаланс в тормозах может спровоцировать занос или же усугубить его.

Различают два основных вида заносов. Собственно занос (или избыточная поворачиваемость) возникает, когда передние колеса преодолевают расстояние короче желаемого, и задние колеса выносит в сторону. Это – результат воздействия боковых сил, ослабляющих сцепление задних колес с дорогой. Слишком большой движущий момент приложен для угла, на который повернуты передние колеса. Снос (или недостаточная поворачиваемость) может возникнуть, если развернуть передние колеса на угол, слишком большой для движущего момента в данный момент времени. Тогда передние колеса продолжают скользить в исходном направлении, несмотря на поворот руля.

В сети полно рекомендаций о том, как вести себя в случае заноса. Порядок действий зависит от того, переднеприводная у вас машина, заднеприводная или же у нее полный привод. Однако знать теорию недостаточно. Специалисты по защитному вождению рекомендуют взять пару уроков у опытных инструкторов и попрактиковаться в выходе из заносов под присмотром, в полной безопасности. Только так можно быть уверенным, что в случае реальной опасности вы сделаете именно то, что нужно, а не запаникуете. Это гарантированно сделает вас более безопасным водителем – для себя и окружающих.

Кроме того, опытный инструктор может научить вас правильно входить в повороты зимой – заранее просчитывать все так, чтобы войти в нужную дугу ОДНИМ движением руля и без торможения. Именно это поможет избежать заносов и дожить до весны без неприятных инцидентов.

И напоследок обобщим рекомендации о поведении на дороге в плохую погоду.

На обледеневшей или заснеженной дороге:

  • Снизьте скорость. Для начала рекомендуют ехать на пятнадцать километров медленнее разрешенной скорости. Попробуйте чуть притормозить, если чувствуете, что машину «ведет», сбросьте еще пять-семь километров – и так до тех пор, пока не почувствуете себя комфортно.
  • Опасайтесь черного льда. Тонкую корочку льда на асфальте практически не видно, разве что в свете фар или по тому, что уходит в занос впереди идущий автомобиль. Такой коварный лед часто образуется на мостах, в тени домов, куда не попадают солнечные лучи, на продуваемых всеми ветрами перекрестках. Будьте внимательны.
  • Держите дистанцию. Оставляйте между собой и впереди идущим автомобилем достаточно места, чтобы успеть затормозить.
  • Не крутите рулем. На скользкой дороге совершайте как можно меньше движений рулем – каждое из них несет в себе потенциальную опасность заноса. Научитесь входить в повороты с одного поворота руля, используя контрсмещение. Если не знаете как, возьмите один-два урока у опытного инструктора.
  • Не тормозите в поворотах. Резкое торможение в повороте на скользкой дороге – верный способ слететь с дороги.
  • Научитесь выходить из заносов. Потренируйтесь на практике – посмотреть видео на Youtube недостаточно.

Во время тумана:

  • Включите противотуманки. Они обычно желтого света и лучше пробивают туман, к тому же находятся ближе к земле, за счет чего улучшают видимость.
  • Коротко нажмите на тормоз прежде, чем войти в полосу тумана. Это предупредить едущие за вами автомобили, чтобы держали дистанцию.
  • Притормозите перед холмом или возвышенностью. Взбирайтесь на него с осторожностью, потому что не увидите, не остановился ли на вершине другой автомобиль.

В дождь:

  • Сбавьте скорость. Скорость выше 55 км/час опасна аквапланированием, а резкое торможение или вхождение в повороты на скорости – заносами.
  • Соблюдайте дистанцию. В частности, затем, чтобы вода из-под колес впереди идущего авто не летела вам в лобовое стекло.
  • Запомните, как справляться с аквапланированием. Не паникуйте, если это случилось.
  • При плохой видимости обязательно включайте ближний свет. Так вас будет лучше видно другим участникам дорожного движения.
  • Старайтесь избегать луж. Каждая лужа таит в себе непредвиденную опасность – вы не знаете ее глубину и качество дорожного покрытия под водой. К тому же, влетев на скорости в лужу, можно «утопить» двигатель.
  • Среди дополнительных рекомендация на все случаи плохой погоды, если очевидная, но очень важная: не отвлекайтесь. Приглушите музыку, чтобы слышать сигналы других авто, не ешьте за рулем, не сводите взгляда с дороги. Будьте готовы в любой момент отреагировать на изменение ситуации.

А еще всегда помните – если впереди ничего не видно, НЕ ЕДЬТЕ. Остановитесь, включите аварийку и ждите, пока прояснится.

Безопасных нам дорог!

Продолжение следует.